Занятие «В гости к самовару»
Никитина Надежда Георгиевна
Занятие «В гости к самовару»
«В гости к самовару»
Цель: приобщение детей к русой народной культуре, познакомить с традицией чаепития на Руси. Расширить кругозор, познакомить с историей самовара. Воспитать интерес к истории своего народа.
Оборудование: оформление горницы, предметы быта: печь, лавка, стулья, сундук, шкатулка; кухонная утварь: самовар, чугунок, ухват, короб; хозяйка в русском костюме.
Материал:
— фотоматериал: лавки в русской избе; самовары-«Банка», «Ваза», «Желудь», «Рюмка», «Кувшин», «Репка», «Яйцо», самый большой самовар в России, самые первые самовары, похожие на чайник.
— Старинный самовар (подлинный, лучины, щепки, шишки еловые, труба, сапог.
— Дид. игра «Собери самовар».
Музыкальное сопровождение:
— мелодия из к/ф (песня «Гляжу в озера сини»)
— песни: «Пых, пых, самовар» Д. Тухманов.
«Красавиц самовар» Е. Птичкин.
Предварительная работа:
— Рассказ о жизни русских крестьян.
Рассмотрение макета «русской печи», заучивание загадок о предметах быта, кухонной утвари. Чтение книг «Как рубашка в поле выросла», «Жемчужина окатная».
Рассмотрение иллюстраций из русских народных сказок.
Словарная работа: купец, обоз, кумач, Урал, лучина.
Ход занятия:
Из горницы выходит хозяйка (звучит мелодия песни «Гляжу в озера сини»)
Ждет гостей (присаживается на лавку)
Заходят дети.
Хозяйка здоровается с детьми, и предлагает присесть, отдохнуть «с дороги».
Хозяйка: Как приятно порой,
вот так по утру,
выйти на улицу,
сесть у крыльца
Взглядом окинуть родные вокруг
И наблюдать красоту без конца.
И наслаждаясь простором таким,
вспомнить истории, были
гостям дорогим рассказать о Руси,
о народах, которые жили.
Традиции вспомнить, наряды людей, веселье, обычаи, нравы и еще удивительных много вещей,
что истории нам передали.
— Расскажу я вам, ребята, одну историю, которой много-много лет.
«Жил-был богатый купец с купчихою. Торговал он дорогими и знатными товарами и каждый год ездил с ними по разным городам».
— В некое время снарядил он обоз, стал собираться в дорогу и спрашивает жену: «А скажи, радость моя, что тебе в гостинец принести»
— отвечает купчиха: «Я у тебя всем довольна, всего у меня много. А коли удивить хочешь, привези мне диво — дивное, чудо — чудное».
— хорошо, коли найду, привезу.
Уехал купец. Долго ли ехал, коротко ли, Приехал к большому и богатому городу Тула.
Распродал он все свои товары, закупил новые и обоз погрузил.
Идет по городу и думает: «Где бы мне найти чудо — чудное; диво -дивное?»
Попался ему навстречу старичок и спрашивает: «что так задумался, добрый молодец?»
«Как мне не кручиниться? Хочу я купить своей жене чудо — чудное, диво — дивное, да не ведаю где!»
— Старичок помог купцу найти и купить чудо — чудное, диво — дивное.
Хозяйка: А что за чудо, что за диво. Мы с вами узнаем.
Я приглашаю вас в мою избу, в мою горницу.
(Открывается занавес, дети заходят в «горницу»)
Хозяйка: Здесь для каждого найдется и местечко и словечко.
(Дети присаживаются вокруг стола)
Хозяйка: Это простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла
она в себе вобрала.
Здесь много вещей и предметов, которые имеют свою
историю и традиции.
(Обращается к одному из детей)
— подай-ка мне эту шкатулочку. Видно, что она старая вещь, ручной работы: резьба, рисунок и сделана она из чего?
(Ответы детей)
Хозяйка: Давайте посмотрим, что в ней храниться.
(Открывают, лежит письмо)
Хозяйка: Может быть здесь ответ о чуде — чудном, о диве — дивном?
Слова в письме.
Шкатулка моя тайная,
Загадками полна,
Их если угадаете
Узнаете сполна.
1. Загадка Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (печь)
Хозяйка: Печь была своеобразным центром избы – символом добра и тепла.
Ребята, кто знает какое добро дарила печь людям?
(Ответы детей)
2. Загадка «4 брата одним кушаком подпоясаны,
Под одной шляпой стоят» (стол)
Хозяйка: Его еще называют «Божья ладонь» — поэтому по нему нельзя
было бить, садиться, влезать на него детям.
За столом собиралась вся семья. Еще наши предки говорили
«Когда семья вместе и душа на месте».
3. Загадка «Стоит кошка о 4 ножках» (лавка)
Хозяйка: Лавка тоже имела свое назначение. Одни лавки были прибиты
вдоль стен в круговую, на них (показ фото)
мужчины занимались хозяйственными работами: плели лапти,
корзины, крутили веревки, (показ иллюстраций)
на этих лавках спали.
Были и другие лавки, которые можно было передвигать по избе.
— Мы на чем сидим? (ответы детей)
4. Загадка Прячет бабушка там вещи:
Сапоги, кафтан, сюртук
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут…. (сундук)
Он был нужен не только для хранения одежды. На сундуке спали, т. к. не хватало всем места на печи и лавках.
5. Загадка «Маленький, пузатенький в печке сидит, все время
ворчит, щи, да кашу варит».
Хозяйка берет с печи чугунок.
— В таких чугунках варили вкусную еду. Чугунки были большие и маленькие.
6. Загадка И светит, и кипит
В дырочку льется,
А станешь пить – жжется,
К столу приглашает,
Да всех чаем угощает. (самовар)
Хозяйка: Самовар — это символ домашнего уюта и гостеприимства.
— Как вы думаете, почему он так называется? (ответы детей)
— А еще его называют «Птица-жар», потому что он долго остывает.
— Самовар имеет свою историю.
Первые самовары появились на Урале. А 1-ую самоварную фабрику в г. Тула основал Иван Лисицин. Это было очень давно 240 лет назад.
(обращает внимание на самовар)
Хозяйка: Для чего нам нужен самовар?
— Правильно в нем кипятят чай. Поначалу самовары были похожи
на чайник с ручкой и трубой, и выглядел очень просто.
(показ фото)
Но скоро фантазия мастеров разыгралась, они начали изготавливать самовары разной формы, с причудливыми ручками, подставками, кранами.
У меня есть фотографии разных самоваров.
(показ фото)
Вот этот самовар называется:
1. «Банка»
2. «Ваза»
3. «Желудь»
4. «Кувшин»
5. «Репка»
6. «Рюмка»
7. «Яйцо»
А недавно у нас в России сделали самый большой самовар.
(показ фото)
За 1 час из этого самовара можно угостить чаем очень много людей, его провали «народный самовар».
— Ребята, это ли не диво — дивное?
— А еще есть маленький самоварчик (h=3,5 мм.) в нем можно вскипятить только 1 каплю воды.
— Это ли не чудо – чудное?
Сейчас самовары делают электрические, они греются от электричества.
— А вот в давние времена, самовары были другими – вот такими.
(Хозяйка ставит на стол самовар)
— Это старинный самовар. Его топили дровами.
Не надо было специально топить печь, чтобы вскипятить воду для чая. Самовар это делал за несколько минут.
Вода в нем долго оставалась горячей и не остывала.
— Чтобы вскипятить чай, вот сюда, в самовар, наливали воду, вот так.
— Для растопки самовара годилось все: и щепочки, и палочки, и шишки.
(показ)
А для начала брали длинные щепки, они назывались – лучины. Их поджигали и от них загорались мелкие щепки.
— Чтобы хорошо разгорались щепочки и грелась вода, в народе говорили «Топили самовар сапогом». А когда разгорались дрова, как вы думаете, что происходило? (ответ)
— Так вот, чтобы дым не шел в дом, ставили трубу и вводили ее в печь или в окно.
Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителям – детям, как ценное имущество.
Ставим самовар на самоварный столик, накрываем красивой салфеткой.
В богатых семьях было по 2 самовара: 1 – повседневный, в другой праздничный.
Гостей угощали только из праздничного самовара.
— Смотрю я, ребята, что-то мы с вами за разговорами засиделись, хочу с вами поговорить и увидеть, хорошо, ли вы запомнили, как называются самовары.
Игра «Собери самовар»
Хозяйка показывает детям туесок, в туеске карточки с заданием – собрать из разрезанных частей самовар (индивидуально каждому ребенку).
— Звучит музыка – песня «Пых – пых — самовар», дети собирают картинки.
Хозяйка. А я пока накрою стол.
Проводиться анализ игры.
Хозяйка. А теперь, как и велось в старину,
Я приглашаю вас к столу.
(Дети усаживаются за стол, хозяйка разливает из самовара чай)
Хозяйка. Любили наши бабушки и дедушки посидеть у самовара, попить
крепкого ароматного чая.
Люди говорили «Чай попьешь – 100 лет проживешь»
— Так какое же чудо привез купец жене?
Звучит песня «Красавец – самовар» Е. Птичкиной.
Источник: