Обучение чтению детей дошкольного возраста с ОВЗ

Валерия Фокина
Обучение чтению детей дошкольного возраста с ОВЗ

Проблема раннего обучения чтению (РОЧ) детей с ОВЗ дискутируется на протяжении многих лет. Она имеет как сторонников, так и противников даже тогда, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения. На наш взгляд, система раннего развития ребёнка с ОВЗ, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на неё не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания мира ребёнком. Суть вопроса не в целесообразности РОЧ, а в том, как лучше это сделать.

Учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребёнок устанет от неё. Главное, чтобы он был «недокормлен» и вставал из – за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы у него не иссякла жажда знаний.

Прежде чем говорить о раннем обучении чтению с ОВЗ, уточним сущность чтения – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, её связи с фонемой, слияние букв в слоги, слогов в слова. Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью (беглое или послоговое, правильностью, осмысленностью.

Причинами трудностей при обучении чтению являются:

1) педагогическая запущенность (возникает из – за отсутствия личностно-ориентированного подхода, вызванная:

а) форсированностью темпов обучения (темп подачи материала превышает возможности ребёнка по его усвоению);

б) многочисленными пропусками занятий;

в) недостаточным контролем за усвоением знаний;

г) пассивностью педагогов в оказании индивидуальной помощи;

д) низкой квалификацией специалистов;

е) равнодушием семьи и др. ;

2) предрасположенность, которая может долго находиться в скрытой форме, но при неблагоприятных условиях буйно «расцветает».

Многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ подтверждает, что чем раньше ребёнок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, даёт больше положительных эмоций; реже возникают трудности. И даже в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обучение чтению даёт возможность более продуктивно использовать потенциальные возможности коррекционной педагогики. Рассмотрим некоторые аргументы в пользу вышесказанного

— буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразе;

— развивается аналитико- синтетическая деятельность;

— уточняется, обогащается словарь, ребёнок овладевает навыками словоизменения и словообразования

— появляется уверенность в себе, исчезают негативное отношение к школе, страх неудачи, опасение получить плохие оценки, нейтрализуются возникающие из-за этого внутрисемейные конфликты;

— совершенствуются коммуникативные связи.

Для обучения чтению важно сформировать психологическую готовность. Существенное внимание нужно уделять психотерапевтической работе, которая помогает формированию адекватной самооценки, повышению уверенности, нормализации отношений со сверстниками и др. Ежедневная аутогенная тренировка вырабатывает у детей способность мобилизироваться, сосредотачиваться и расслабляться, снимать логофобии (страх перед речью) и др. Из методов групповой психотерапии эффективны занятия по логоритмике.

При выборе методики обучения детей чтению, имеющих речевые нарушения, трудности в общении, эмоционально незрелых, внушаемых и недостаточно способных к осознанию собственных проблем, прежде чем отдать предпочтение тому или иному методу, необходимо уточнить, какой тип восприятия доминирует у ребёнка (аналитический или синтетический, и строить свою работу с учётом этой особенности. Одни дети быстрее усваивают материал поэтапно с последующим синтезом, другие легче овладевают новым материалом глобально (слово, слог) и только потом выделяют элементы: делят речевой поток на фразы, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки. Итогом работы является звукобуквенный анализ.

Таким образом, при обучении грамоте детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения, ведущим является аналитико-синтетический метод. Помимо уточнения доминирующего типа восприятия необходимо выяснить, какой из анализаторов у ребёнка функционально сильнее: зрительный, слуховой, кинестетический или тактильный. Учёт компенсаторных, произносительных возможностей помогает педагогу выстроить личностно – ориентированный подход к каждому ребёнку в отдельности и грамотно спланировать и осуществить всю коррекционно-профилактическую работу в целом. Индивидуализируются не только методы, но и темп обучения. Несоответствие темпа подачи материала индивидуальному темпу усвоения приводит к неполноценному овладению навыками, тормозит процесс обучения, снижает у детей уверенность в своих силах, вызывает педагогическую запущенность. Трудности, с которыми встречаются дети с ОВЗ, и способы их устранения, систематически освещаются в печати.

Помимо традиционных методов в процессе автоматизации поставленных фонем широко используется многократное проговаривание, чтение. Трудно переоценить использование в коррекционной работе здоровьесберегающих компонентов. Я с успехом использую натуральные камни и минералы, элементы театрализации и другие игровые технологии. Эта работа компенсирует неполноценность слуховых фонематических образов за счёт сохранности кинестетической дифференциации, необходимой при смене артикуляционных укладов.

Сформировать стабильный графический образ буквы, её преобразование наиболее целесообразным способом помогает выкладывание буквы из палочек, камушков, ракушек на песке. Для развития зрительно – пространственной ориентировки целесообразно проводить сравнение сходных по написанию букв, выделять общие элементы, учить видеть разницу в их расположении, что позволит избежать смешения букв, снизит количество оптических ошибок. Эффективны приёмы обведения контура буквы пальцем, приёмы дермолексии (рисование буквы на ладони, тактильное опознание букв (дидактические игры типа «Чудесный мешочек»).

Трудности при выработке навыков слогослияния у детей с ОВЗ быстрее преодолевается, если учитывать специфику обучения дошкольников грамоте и произносительные возможности каждого ребёнка в отдельности. Дети, имеющие речевые проблемы, легче овладевают чтением обратных слогов, затем прямых. Не нужно задерживаться на чтении слогов, переходите к чтению односложных слов с закрытым слогом. Это окрыляет детей, вселяет уверенность. Затем вводится чтение 2 – 3-сложных слов с прямыми слогами, стечением согласных. На начальных этапах обучения чтению хорошо использовать дидактические игры: «Буквы ходят в гости», «Окошечки», затем слоговые таблицы Н. Зайцевой и т. д.

Существенные проблемы у детей с ОВЗ вызывает деление слов на слоги. Для преодоления этих трудностей используется цветовая маркировка слогов, деление на слоги с помощью вертикальных чёрточек, преобразование слов путём смены одного слога, широко используется чтение с помощью окошечек.

Пока дети находятся на слогово — аналитическом этапе чтения, когда восприятие и осмысление прочитанного ещё разобщены, можно использовать различные игры, которые убеждают ребёнка в том, что он уже читает, понимает смысл короткого задания. По мере и овладения качеством чтения текст усложняется: появляется двухступенчатая инструкция. Правильно прочитав её, ребёнок достигает намеченной цели и получает от этого огромное удовольствие. Успехи его поощряются.

В процессе обучения чтению, особенно на первоначальных этапах, используются книги с иллюстрациями, одноцветный и многоцветный текст, а также тексты, придуманные самим ребёнком к своим рисункам, и др.

Наиболее уязвимым звеном в развитии как устной, так и письменной речи (при чтении) у детей с ОВЗ является нарушение просодической стороны речи. Чтение этого контингента детей отличается монотонностью, отсутствием пунктуационной интонации, логического ударения. Для коррекции просодической стороны речи в индивидуальной работе с детьми хорошо использовать диалоги.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребёнка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретённые навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребёнку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объём материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребёнка.

Источник: maam.ru