Занятие по изодеятельности «Знакомство детей с архитектурой Новорусского стиля»

Билецкая Татьяна
Занятие по изодеятельности «Знакомство детей с архитектурой Новорусского стиля»

Цель:

Знакомство детей с архитектурой Новорусского стиля.

Задачи:

Образовательные:

— Обогатить и расширить представления детей о различных архитектурных стилях.

— Расширить ориентацию детей в пространстве и во времени.

— Учить передавать образ архитектурных сооружений в рисунке.

Развивающие:

— Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и сходство) в архитектуре разных стилей.

— Развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности.

— Отрабатывать навыки и приемы работы тонкой кистью.

Воспитательные:

— Приобщать детей к историческому и культурному наследию нашего города.

— Воспитывать чувство гордости и уважения к знаменитым гражданам Брянска.

— Прививать аккуратность и усидчивость в работе.

Обогащение и активизация словаря.

Купцы — лесопромышленники, архитектор, благотворительная деятельность, Новорусский стиль, кокошник, закамара, ширинка, розетта, поребрик, кронштейн.

Предварительная работа.

— Рассматривание фотографий с изображением старинного Брянска.

— Фотографий архитектуры Новоруского стиля.

— Просмотр презентации по теме: «Здания в Брянске построенные архитектором Н. А. Лебедевым».

— Просмотр альбома с открытками: «Брянск вчера – Брянск сегодня».

— Беседы с детьми на тему Новорусский стиль в Брянске.

— Рисование зданий в разных архитектурных стилях.

— Создание детьми собственных проектов зданий в Новорусском стиле.

Приемы работы.

— Художественное слово.

-Беседа педагога с детьми.

— Продуктивная деятельность.

— Просмотр работ и подведение итогов.

Оборудование.

ИКТ, детские работы с изображением архитектурных сооружений, плакат с изображением здания в Новорусском стиле, тонкие кисти размер №2 и №1, белая гуашь, баночки с водой, салфетки.

На зеленых холмах, как на страже,

Окаймлённый раздольной Десной,

Возвышается многоэтажный

Древний Брянск, молодой-молодой!

В. Динабургский

И действительно, с каждым годом наш Брянский край становится все краше и наряднее. Появляются новые широкие проспекты, торговые центры, открываются школы, детские сады, а жилые дома строятся в шестнадцать, восемнадцать и даже двадцать этажей. Но, есть в нашем городе здания, которым уже более ста лет. Их подарили Брянску, жившие в то время братья, русские купцы-лесопромышленники: Павел Семенович и Семен Семенович Могилевцевы. Они вели активную благотворительную деятельность, выделяя огромные суммы денег на развитие и благоустройство нашего города и области.

— Ребята, как вы понимаете значение словосочетания «благотворительная деятельность»?

— Это добровольная помощь, безвозмездное пожертвование, дарение чего-либо.

Их творческие замыслы воплощал в красно-белые здания талантливый архитектор Николай Андреевич Лебедев. Он строил их в своем излюбленном Новорусском стиле.

— Ребята, а кто такой архитектор, чем он занимается?

— Он задумывает каким должно быть здание, рисует его, делает чертежи и расчеты, потом принимается за строительство.

Очень многое из его архитектурных творений к сожалению не дошло до нашего времени, но то что сохранилось и по чей день радует нас своей красотой.

Это здание бывшей женской гимназии, городской больницы, библиотеки, Преображенской церкви, храм Афанасия и Кирилла в селе Страшевичи (в настоящее время он находится на реставрации).

— Ребята, мы рассматривали с вами много построек, выполненных в Новорусском стиле. Какие вы увидели отличия от современной архитектуры?

— Они имеют два или три этажа, построены из красного и белого кирпича, украшены различными декоративными элементами, окна вытянуты и закруглены сверху, на каждом здании свой узор, они красивые и необычные.

Каждый из вас попробовал себя в роли архитектора: вы придумали и нарисовали свое здание, выполнили его в цвете, а сегодня осталось украсить элементами Новорусского стиля. Работать вы будете белой гуашью и тонкими кистями. Предлагаю вам начинать с верхнего этажа здания, если там нарисованы закамары или трезубец — водный знак, то концом кисти их можно обвести или закрасить белой краской внутри. Окна нарядите в кокошники, сверху над ними примакиванием кисти можно обозначить элемент — замок. Углы зданий нужно украсить рустами, а на стенах можно нарисовать декоративные украшения в виде прямоугольников – ширинки и круглые розеты. Если под углом наметить несколько штрихов, то получится элемент – поребрик.

По окончании занятия организовывается выставка детских работ.

Источник: maam.ru