Занятие по изодеятельности «Знакомство детей с архитектурой Новорусского стиля»
Билецкая Татьяна
Занятие по изодеятельности «Знакомство детей с архитектурой Новорусского стиля»
Цель:
Знакомство детей с архитектурой Новорусского стиля.
Задачи:
Образовательные:
— Обогатить и расширить представления детей о различных архитектурных стилях.
— Расширить ориентацию детей в пространстве и во времени.
— Учить передавать образ архитектурных сооружений в рисунке.
Развивающие:
— Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и сходство) в архитектуре разных стилей.
— Развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности.
— Отрабатывать навыки и приемы работы тонкой кистью.
Воспитательные:
— Приобщать детей к историческому и культурному наследию нашего города.
— Воспитывать чувство гордости и уважения к знаменитым гражданам Брянска.
— Прививать аккуратность и усидчивость в работе.
Обогащение и активизация словаря.
Купцы — лесопромышленники, архитектор, благотворительная деятельность, Новорусский стиль, кокошник, закамара, ширинка, розетта, поребрик, кронштейн.
Предварительная работа.
— Рассматривание фотографий с изображением старинного Брянска.
— Фотографий архитектуры Новоруского стиля.
— Просмотр презентации по теме: «Здания в Брянске построенные архитектором Н. А. Лебедевым».
— Просмотр альбома с открытками: «Брянск вчера – Брянск сегодня».
— Беседы с детьми на тему Новорусский стиль в Брянске.
— Рисование зданий в разных архитектурных стилях.
— Создание детьми собственных проектов зданий в Новорусском стиле.
Приемы работы.
— Художественное слово.
-Беседа педагога с детьми.
— Продуктивная деятельность.
— Просмотр работ и подведение итогов.
Оборудование.
ИКТ, детские работы с изображением архитектурных сооружений, плакат с изображением здания в Новорусском стиле, тонкие кисти размер №2 и №1, белая гуашь, баночки с водой, салфетки.
На зеленых холмах, как на страже,
Окаймлённый раздольной Десной,
Возвышается многоэтажный
Древний Брянск, молодой-молодой!
В. Динабургский
И действительно, с каждым годом наш Брянский край становится все краше и наряднее. Появляются новые широкие проспекты, торговые центры, открываются школы, детские сады, а жилые дома строятся в шестнадцать, восемнадцать и даже двадцать этажей. Но, есть в нашем городе здания, которым уже более ста лет. Их подарили Брянску, жившие в то время братья, русские купцы-лесопромышленники: Павел Семенович и Семен Семенович Могилевцевы. Они вели активную благотворительную деятельность, выделяя огромные суммы денег на развитие и благоустройство нашего города и области.
— Ребята, как вы понимаете значение словосочетания «благотворительная деятельность»?
— Это добровольная помощь, безвозмездное пожертвование, дарение чего-либо.
Их творческие замыслы воплощал в красно-белые здания талантливый архитектор Николай Андреевич Лебедев. Он строил их в своем излюбленном Новорусском стиле.
— Ребята, а кто такой архитектор, чем он занимается?
— Он задумывает каким должно быть здание, рисует его, делает чертежи и расчеты, потом принимается за строительство.
Очень многое из его архитектурных творений к сожалению не дошло до нашего времени, но то что сохранилось и по чей день радует нас своей красотой.
Это здание бывшей женской гимназии, городской больницы, библиотеки, Преображенской церкви, храм Афанасия и Кирилла в селе Страшевичи (в настоящее время он находится на реставрации).
— Ребята, мы рассматривали с вами много построек, выполненных в Новорусском стиле. Какие вы увидели отличия от современной архитектуры?
— Они имеют два или три этажа, построены из красного и белого кирпича, украшены различными декоративными элементами, окна вытянуты и закруглены сверху, на каждом здании свой узор, они красивые и необычные.
Каждый из вас попробовал себя в роли архитектора: вы придумали и нарисовали свое здание, выполнили его в цвете, а сегодня осталось украсить элементами Новорусского стиля. Работать вы будете белой гуашью и тонкими кистями. Предлагаю вам начинать с верхнего этажа здания, если там нарисованы закамары или трезубец — водный знак, то концом кисти их можно обвести или закрасить белой краской внутри. Окна нарядите в кокошники, сверху над ними примакиванием кисти можно обозначить элемент — замок. Углы зданий нужно украсить рустами, а на стенах можно нарисовать декоративные украшения в виде прямоугольников – ширинки и круглые розеты. Если под углом наметить несколько штрихов, то получится элемент – поребрик.
По окончании занятия организовывается выставка детских работ.
Источник: