Развиваем слуховое восприятие у детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет). Рекомендации для родителей

Илона Рябова
Развиваем слуховое восприятие у детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет). Рекомендации для родителей

Слуховое восприятие — очень важная особенность человека, без него нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.

Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства. Современные детки не очень усидчивы, и по этой причине им сложно концентрироваться длительное время на одном задании. Это приводит к тому, что ребенок плохо запоминает материал, и такое положение дел через определенный период времени приводит к полному отказу от развивающих занятий. Чтобы избежать таких проблем, выбирайте веселые задания, их ребенку будет легче воспринимать.

Если Ваш ребенок страшный непоседа, тогда периодически читайте ему веселые путаницы — в стихах, загадках, сказках. После прочтения обязательно спрашивайте, что ему показалось странным в услышанном. Если малыш будет слушать внимательно, то сможет объяснить, что именно было не так. Таким простым способом Вы сможете развить внимательность своего чада и точно облегчите процесс обучения в будущем.

Самыми известными путаницами являются произведения К. Чуковского, они легко воспринимаются на слух и запоминаются, таким образом, дают возможность развивать не только слуховое внимание, но и тренировать память ребенка.

Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

То не дождь пошел из облака, и не град,

То посыпался из облака виноград.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким медом потекли.

Куры стали павами,

Лысые кудрявыми.

Даже мельница и та

Заплясала у моста.

Так бегите же за мною

На зеленые луга,

Где над синею рекою

Встала радуга-дуга.

Мы на радугу вскарабкаемся,

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках!

Предлагаю Вашему вниманию и путаницы других авторов:

Светофор на солнце тает,

Пастушок на кошку лает,

Снеговик в углу маячит,

Самосвал уроки учит,

Шахматист горит без дыма,

Паучок поймал налима,

Рыболов залез на сноп,

Рыжий кот наморщил лоб.

Ученик привез песок,

Фокстерьер дудит в рожок…

Поскорее нужно нам

Все расставить по местам!

Дело было в январе

Первого апреля.

Жарко было во дворе

Мы окоченели.

По железному мосту

Сделанном из досок,

Шел высокий человек

Низенького роста.

Был кудрявый без волос,

Тоненький как бочка.

Не было детей у него

Только сын да дочка.

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

И рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки.

Когда ребенок научится объяснять несоответствие в стихотворных текстах, можно немного усложнить задачу и предложить тексты прозаические, например, такие:

• Как прекрасно подышать свежим морозным воздухом жарким летним днем! Не правда ли, девочки и мальчики? Только представьте ребята, как в жаркий знойный день вы выходите на улицу и полной грудью вдыхаете прохладные, охлаждающие все тело, потоки ледяного воздуха. И самое приятное, что чем больше вы находитесь на солнышке, тем холоднее вас становится. А с вами такое было? Вы тоже в знойные дни выходите погреться на солнышке, чтобы охладиться?

• Главное правило дня для всех детей — спать ложиться надо после 12 ночи, ведь только так вы будете здоровы. Например, я, всегда ложусь спать поздно, и мама этому очень рада. Более того, она позволяет мне перед сном сидеть за компьютером, и дает кушать много сладостей. Она вообще считает, что чем меньше я сплю, тем лучше для меня. Правдива эта информация?

• Сегодня утром я вышел на улицу и застал там привычную картину — огромная мышь гонялась по двору за нашим домашним котом. Они весело играли вместе. Не правда ли, смешно? А все потому, что природа сделала мышей бесстрашными, они не боятся ни котов, ни людей, и даже перестали обустраивать свои норки под землей. Что касается котов, то они считают мышек своими сородичами, и поэтому не хотят им вредить. А у вас кот с мышами также дружит?

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Суть таких заданий — научить ребенка воспринимать информацию на слух. Просто выразительно читайте стихотворения или тексты, а затем просите объяснить, что именно не так. Причем, предлагайте ребенку формулировать свой ответ полно, чтобы попутно развивать его умение строить предложения.

Еще одним хорошим средством развития слухового внимания являются загадки — путаницы для детей с ответами, например, такие:

На обед сыночку Ване

Мама варит суп в (не в стакане, а в кастрюле)

Говорит нам папа басом:

«Я люблю конфеты с (не с мясом, а с орехом или джемом)

Просит бабушка Аркашу

Из редиски скушать (не кашу, а салат)

Попросила мама Юлю

Ей чайку налить в (не кастрюлю, а в чашку)

И в Воронеже, и в Туле,

Дети ночью спят на (не на стуле, а на кровати)

Подобрать себе я смог

пару варежек для (не для ног, а для рук)

Во дворе трещит мороз — шапку ты одень на (не на нос, а на голову)

На дорогах стало суше — у меня сухие (не уши, а ноги)

День рожденья на носу — испекли мы (не колбасу, а торт)

Вся хрипит, чихает Лада:

Съела много (не шоколада, а мороженого)

В ползунках всегда одет

Спит в саду с пустышкой (не дед, а братик)

Чинят крыши, мебель, рамы,

На рыбалку ходят (не мамы, а папы)

И капризна, и упряма,

В детский сад не хочет (не мама, а дочка)

Куклам платьица, штанишки

Любят шить всегда (не мальчишки, а девчонки)

Черный весь, как будто грач,

С нашей крыши лезет (не врач, а трубочист)

К первоклашкам входит в класс

Лишь бесстрашный (не водолаз, а учитель)

Холоднющее местечко

В доме нашем — это (не печка, а холодильник)

Ни к чему весь этот спор — резать ткань бери (не топор, а ножницы)

Чтобы погладить майку, трусы,

мама включает в розетку (не часы, а утюг)

Он — надежная охрана,

Дверь не может быть без (не без крана, а без замка)

Короли все на портретах

Нарисованы в (не в беретах, а в коронах)

Моим сестричкам маленьким

Купили к лету (не валенки, а босоножки)

Наберем цветов охапку

И сплетем сейчас мы (не шапку, а венок)

На базар идут старушки

Покупать себе (не игрушки, а продукты)

Хоккеистов слышен плач

Пропустил вратарь их (не мяч, а шайбу)

С каждым днем к нам лето ближе,

Скоро встанем все на (не на лыжи, а на скейты или ролики)

Надеюсь эти рекомендации помогут Вам интересно и с пользой провести время с ребёнком.

Источник: maam.ru