Проект «Мини-музей матрёшки»

Мочалова Татьяна
Проект «Мини-музей матрёшки»

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, познавательное, творческое развитие личности. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, — важно сформировать при этом у детей интерес к познавательной и творческой активности.

Актуальность

Актуальность выбранной темы связана с тем, что в настоящее время ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа–средой. Электронные интерактивные игрушки, игровые приставки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как источник информации, занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников. В настоящее время, начиная с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний об истоках русской культуры и русского народного творчества. Проведя беседы с родителями, мы узнали, что многие родители не считают нужным приобретать такие игрушки, как матрешки.

Это один из символов нашей страны, достопримечательность, народная

игрушка, которая помогает увидеть разнообразие цветовой гаммы, развивает мелкую моторику, эстетический вкус, и, наконец, не дает забыть наследие наших предков. Поэтому мы решили побольше узнать о русской матрешке, и передать свои знания детям, для которых, матрешка является самой первой игрушкой в раннем детстве. Поэтому возникла необходимость создания мини – музея и в нашей группе.

Весь коллектив нашего детского сада принимал участие в формировании и пополнении экспозиции музея.

Цель проекта: Создание мини-музея в группе, как отражение интересов и проявление инициативы детей. Приобщение детей к музейной культуре. Использование новых форм работы с детьми и их родителями.

Задачи:

Обучающие:

Формировать представление о музее. Закрепить знания детей об истории матрешки, как народного промысла. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в различных видах деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, художественное творчество) Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, мелкой моторики, познавательных интересов, смекалки.

Развивающие:

Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность.

Воспитательные:

Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки, практическом участии в сохранении русских народных ремесел, обычаев и традиций, познании культур других стран и народов, расширить представление о музейной культуре, помочь детям гармонично войти в разнообразный и уникальный мир музея, сделать этот мир понятным и интересным.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

• Принцип наглядности

• Принцип учета возрастных особенностей дошкольников

• Принцип последовательности

• Принцип опоры на интересы ребенка

• Принцип сотрудничества.

Вид проекта: исследовательский, познавательно- творческий.

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели)

В проекте принимали участие дети средней группы, воспитатели, родители.

Аспекты деятельности мини-музея.

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного, художественно- эстетического развития детей, развития художественных, изобразительных навыков. Формы деятельности: — поисковая; — фондовая; — экспозиционная; — познавательная. Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция мини-музея располагается на полке стенки в групповой комнате. На соседней полке располагается картотека потешек, песенок, физкультминуток, раскраска для детей (матрешки, тетрадь для творчества (матрешки,дидактические игры по теме.

Этапы организации работы:

Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея».

1. Реализация проекта:

1. Поиск информации о игрушке.

2. Определение целей и задач проектной деятельности.

3. Подбор литературы: брошюр, книг, научно – популярной литературы, стихов, пословиц, песенок, роликов, иллюстраций и фотографий о матрёшках.

4. На основе наблюдаемого провести комплексные и обобщающие занятия, расширяющие представления детей о всевозможных музеях.

Разработать предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса.

Психологическую комфортность и безопасность деятельности.

Определить перспективы создания мини-музея и разработку алгоритма по созданию мини-музея :

1) определение места размещения мини-музея,

2) планирование экспозиций,

3) выбор дизайна оформления мини-музея,

4) подбор экспонатов.

Второй этап, практический — «Создание мини-музея».

Месторасположение мини-музея определяли с учетом пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности.

В процессе работы родители постепенно, становятся активными участниками создания мини-музея.

Третий этап, презентационный — «Представление мини-музея».

На этом этапе проходят презентации мини-музея.

Предполагаемый результат:

Создание мини-музея позволит :

— сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;

— приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие. ;

— помощь в усвоении детей элементов культуры, расширение словарного запаса путём подбора картотеки к экспозициям: загадок, стихов, пословиц и поговорок.

— обогатит предметно – развивающую среду в ДОУ

Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т. д. С введением ФГОС, мини-музей в ДОУ будет способствовать полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. Думаем, что мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их назвали «мини-музеями». Но в создании мини –музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Источник: maam.ru