Тренинговое занятие для педагогов в период дистанционной работы «Арт-терапия как способ познания себя»

Анна Плясунова
Тренинговое занятие для педагогов в период дистанционной работы «Арт-терапия как способ познания себя»

Тренинговое занятие для педагогов в период дистанционной работы «Арт-терапия как способ познания себя».

Цель: улучшить физическое и эмоциональное состояние педагогов, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии.

Ход занятия.

В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает личных встреч, общения и внимания друг к другу. Мы все время бежим, торопимся. Давайте же на миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

Вводная часть

Упражнение № 1. «Приветствие».

Цель: активизация участников, создание положительного настроя на работу.

Ведущий произносит слова, показывая движения, участники повторяют за ним.

«Здравствуй, друг! Все машут руками.

Как ты тут! Хлопает себе по плечу.

Где ты был? Дергает себя за уши.

Я скучал! Кладет руки себе на сердце.

Ты пришел! Разводят руки в стороны, улыбается

Хорошо! Обнимает себя.»

Можно повторить еще раз ускорив темп.

«Знакомство с правилами работы группы»:

1. Искренность в общении;

2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени;

3. Запрет на вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы;

4. Каждый участник говорит за себя, от своего имени;

5. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.

Упражнение № 2. «ФОРМУЛА МОЕЙ ЛИЧНОСТИ».

Цель: Привлечение позитивного внимания к своей личности.

Давайте познакомимся поближе и изобретем формулы, напоминающие математические, — используя знаки «плюс», «минус», «умножить», «разделить», отразив в них свои личные качества. Все формулы прописываем на листах бумаги.

Например: Ирина = интуиция + ироничность — лень

Делаем вывод: если в формулах чаще встречаются плюсы, то это говорит о том, что индивидуальность складывается из совокупности черт, каждая из которых по отдельности вполне может присутствовать и у кого-то другого, и все же, как известно из общей теории систем, «целое — это больше, чем сумма частей». Если же в группе отчетливо проявились «минусы» и знаки деления, можно проинтерпретировать это как стремление группы к развитию, к самосовершенствованию.

Диагностика эмоционального состояния.

Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает.

Психолог предлагает: «Из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится. При этом ориентируйтесь на цвет как таковой, постарайтесь не связывать его с какими-либо вещами — цветом машины, одежды, которая Вам к лицу, косметики и прочим».

Психолог комментирует значение выбранного цвета.

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

Практическая часть.

Релаксационное упражнение: «Звездная комната».

Сейчас я предлагаю расслабиться и настроиться на дальнейшую творческую работу. Закройте глаза и постарайтесь представить себе, что вы стоите перед дверью, ведущей в неведомое. Вы утомлены, ваши мышцы напряжены. Еще мгновение — и… И вы протягиваете руку и открываете дверь. Что это? Перед вами мерцающий звездный ковер. Вы осторожно делаете шаг, и разноцветный ливень обрушивается на вас сверху: тысячи капелек касаются вашего лица, стекают на руки и дальше по телу — к ногам. Вы идете вперед по тропе к высокой колонне, внутри которой бурлят-переливаются всеми цветами радуги живые пузырьки. Вам дышится легко и свободно.

Вы опускаетесь в пуфик-кресло, чувствуете, как он принимает форму вашего тела. Тихая, спокойная музыка наполняет вас, и откуда-то сверху доносится серебряный перезвон колокольчиков. Вы закрываете глаза. Вам хорошо. Уходят тревоги, напряжение сменяется полным покоем. Вы расслаблены.

Техника рисования «Каракули».

Считается, арт-терапия — это способ работы с внутренним состоянием через творчество.

Арт — терапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъема.

Инструкция: участникам предлагается поводить немного карандашом по бумаге. Это не должно быть осмысленное рисование. Необходимо отпустить руку и дать ей свободно «почиркать» по листу бумаги. Можно для большего погружения закрыть глаза.

Далее рассмотрите свои готовые каракули. Какую фигуру вы можете обнаружить. Прорисуйте ее, обведите. Теперь возьмите цветные мелки или карандаши и оживите картинку – раскрасьте ее. Что можно еще добавить: глаза, рот и т. д. Добавьте фон, чтобы картина обрела действие. Вы можете вырезать рисунок и поместить его на яркий фон или повесить на стену в рамочке.

Анализ рисунков. Почему каракули? Смотря на простейшие загогулины и находя в них возможность продолжения изображения, вы, безусловно, тренируете свою фантазию и неосознанно переносите свое внутреннее я на лист бумаги, таким образом освобождая или определяя свое состояние, свои цели. Почувствуйте свое состояние, освободились ли вы от какой-то тяжести или негатива?

Заключительная часть.

Психолог: «Наш тренинг подходит к завершению. Я хочу, чтобы мы подвели итоги и поочередно продолжили с вами фразы, отображенные на экране. Выбирайте любую фразу.

Я узнал, что.

Я нашел подтверждение тому, что.

Я обнаружил, что.

Я был удивлен тем, что.

Мне нравится, что.

Я был разочарован тем, что.

Самым важным для меня было.

Мне сегодня.

На месте ведущего я бы…

Упражнение «Подарок»

Я вам предлагаю сделать друг другу подарок, чтобы взаимодействие в коллективе стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными. Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

Благодарим вас за внимание!

Лебедева Л. Д. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика».

Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для вузов.

Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения: учебн. пособие для вузов.

Источник: maam.ru