Проблемный семинар «Региональный компонент и инновационные технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

Катанова Валентина
Проблемный семинар «Региональный компонент и инновационные технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

МБДОУ Детский сад «Кэскил» с. Хампа

Вилюйский район РС (Я)

Воспитатель Катанова Валентина Николаевна

[h3][/h3]Проблемный семинар

«Региональный компонент и инновационные технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

Цель: информативно-познавательный обмен, создающий предпосылки для продуктивного и творческого взаимодействия специалистов и воспитателей ДОУ в решении задач регионального компонента и инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи:

— вооружить педагогов практическими методами и приемами для реализации задач регионального компонента и инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста;

— выявить у педагогов уровень их музыкальности и творческой способности;

— разнообразить в ДОУ музыкальную деятельность регионального компонента.

Форма семинара: музыкальный конкурс.

Оборудование: 2 стола для команд, стол для жюри и ведущего, столик с музыкальными инструментами, ширма, карточки с графическим обозначением ритмического рисунка.

Ход конкурса: педагоги делятся на 2 команды «рйэчээн» уонна «Кунчээн».

Максимум за баллов за задание – 5 б.

1. Вступительная беседа старшего воспитателя «Региональный компонент и инновационные технологии в музыкальном воспитании в ДОУ»

Старший воспитатель: В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачи музыкального развития детей реализуется в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Работа музыкального воспитания детского сада строится на основе основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, разработанной с учётом национально-регионального компонента. Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрено законом РФ.

Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников помогает решать следующие задачи:

• патриотические – приобщение дошкольников к обычаям и традициям народа, воспитание в детях уважение к своей Родине;

• психологические – развитие духовных потребностей и творческих способностей;

• эстетические – стремлению к добру, правде, красоте, где важную роль играют эстетические чувства;

• экологические – национальная музыка воспевает красоту природы родного края, что способствует воспитанию чувства восхищения.

Ознакомление с национальной культурой якутского народа осуществляется через все виды деятельности ребёнка: игровую, изобразительную, учебную, музыкальную.

Инновационные технология включает такие виды музыкальной деятельности как:

• коммуникативные танцы;

• координационно-подвижные игры;

• хор рук;

• ритмодекламация;

• игры со звуками;

• элементарное музицирование.

Для лучшего усвоения музыкального материала, можно использовать произведения якутских композиторов: М. Н. Жиркова, Н. Берестова, Г. Комраков. Г. Григорян, В. Кац и др.

1. Коммуникативный танец – это вид деятельности, направленный на развитие взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками, умение ориентироваться в пространстве, на приобретение уверенности в себе и в своих силах. При проведении коммуникативных танцев используется якутская этническая музыка.

Компоненты коммуникативного танца из несложных движений: шаг, бег, кружение, и для его исполнения не требуется хореографии.

2. Координационно-подвижные игры наиболее доступное воздействие на ребёнка. Координационно-подвижные игры дают детям всплеск эмоций, активность движения и речи. Используя координационно-подвижные игры на занятиях, у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, творческое мышление и воображение. Стимулирует развитие быстроты реакции и движении. Воспитывается чувство детского коллективизма.

3. Хор рук – это интересный методических приём. Дети делятся на две группы, выбирается дирижёр и каждая группа исполняет свою партию. В это время у детей развивается чувство ансамблевой слаженности, внимание, чувства ритма. Хор рук исполняется не только на занятиях, но и для концертного показа на праздниках с использованием дополнительной атрибутики – цветные перчатки, цветочки на резинках, платочки.

4. Ритмодекламация под музыку – это совершенно новый вид деятельности в дошкольном учреждении, что вызвал большой интерес. Ритмодекламация подразумевает «ритм с соединением выразительности» и «речевое интонирование». Дети под музыку более чётко выговаривают тот или иной текст, что помогает им улучшить свою речь. Также с помощью ритмодекламации у детей развивается внимание, слух, голос, быстрота реакции и движении.

5. Игры звуками. В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления: звучащие жесты и музыка моего тела; шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

6. Элементарное музицирование – форма музыкально-творческой деятельности – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актёра, опыт творчества и фантазирования. Способствует развитию двигательной координации, мышлении, памяти и эмоциональной сферы.

Внедрение в музыкально-образовательную деятельность инновационных технологий в развитии музыкальных способностей дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО открывает большие возможности для развития у детей, педагогов и родителей – уважения и любви к Родному Краю, к традициям и обычаям народа.

Музыкальные занятия с применением инновационных технологий становятся более насыщенной, интересной, у детей развивается эмоциональная отзывчивость, дружеские взаимоотношения со сверстниками, появляется чувство раскрепощённости, а также активизируется стремление исследовать окружающий мир.

Цель данного семинара убедить вас в необходимости включения в повседневную жизнь детского сада региональный компонент и инновационные технологии. И посредством этого музыкального конкурса вы сами найдете формы проявления музыки в быту, и мы вам только поможем в этом. Начинаем наш конкурс.

2. Основная часть. Конкурсные задание педагогам:

1. Организовать коммуникативный танец для вновь прибывших детей в группу и подобрать репертуар.

2. — Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю», направленная на выявление у педагогов уровня развития тембрового слуха.

— Музыкально-дидактическая игра «Отгадай песенку по ритмическому рисунку».

3. Инсценировать песню «Оленегорскай сээдьэтэ» О. Иванова мел. и «Булчут ырыата» Г. Комраков по жребию с использованием координационно-подвижных игр.

4. Озвучить сказку при помощи музыкальных инструментов «Дьиэ-дьиэчээн» и «Колобок».

5. Подобрать репертуар для ритмодекламации.

Выводы:

Активное использование регионального компонента музыкальном воспитании детей в повседневной жизни зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнить.

Успех этой работы во много зависит:

1. От активности воспитателя;

2. От знания детского репертуара, регионального компонента

3. От установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального

руководителя;

4. От развития творческих способностей педагога.

Старший воспитатель: «Что вам нового дало это мероприятие?»

Итог: 1. Необходимо включить использование регионального компонента и инновационных технологий музыки в повседневную жизнь детского сада.

2. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера). В несложных, но весёлых танцах-играх дети получают радость оттого, что у них всё получается, от возможности себя выразить.

Источник: maam.ru