Примеры практических заданий и игр для развития фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти (часть II)

Наталья Химченко
Примеры практических заданий и игр для развития фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти (часть II)

Звуковая зарядка

Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.

Ход игры.

Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.

Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.

Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.

Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.

Звук У — руки вытянуть вперед.

Звук О —руки поставить на пояс.

Звук И —руки поднять вверх.

Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.

Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).

Упражнения с мячом:

Цели:

— Автоматизировать звуки в словах в разных позициях.

— Учить образовывать формы множественного числа существительных.

— Учить согласовывать числительные с существительными в роде и числе.

— Формировать навык самоконтроля за собственной речью.

— Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.

— Развивать зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве.

«Один — много»

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. А ребёнок изменяет слово так, чтобы был или один предмет, или много, в зависимости от того, что называет взрослый и возвращает мяч воспитателю.

«Назови ласково»

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют данное воспитателем слово ласково: стол – столик, ковёр – коврик, соловей – соловушка и т. д.

«Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют противоположное по смыслу: широкий – узкий, весёлый – грустный и т. д.

«Назови слово с данным звуком»

Воспитатель по очереди бросает каждому ребёнку мяч, а ребёнок называет слово на заданный звук (обычно это изучаемый на фронтальном занятии звук).

Игра с мячом с двумя–тремя детьми

Дети бросают мяч об пол или об стену и называют слово на данный звук.

Дети называют слова на заданную лексическую тему.

(Например. Я знаю пять птиц: синица, воробей, сорока, голубь, дятел. Или я знаю десять овощей: капуста, морковка).

Логопед следит и называет победителя.

Считать до пяти и более предметов, правильно согласовывая числительные с существительными.

(Например: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб).

Отбить мячом столько раз, сколько слогов в слове.

«Определи первый звук»

(здесь я учу детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном

слове)

Цель: упражнять детей в определении первого звука в словах –названиях

картинок, развивать слуховое внимание, зрительную память.

«Найди место звука в слове».

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине

или конце).

«Один, два, три»

Цель: развитие навыков деления слов на слоги.

Ход игры: у каждого ребёнка по три карточки с одним, двумя, тремя кружочками. Называю слово, предлагаю поделить его на слоги и поднять соответствующую карточку.

Игра «Простучи слово» (игра с мячом)

Цель: развитие навыков деления слов на слоги картинок, название которых отличается только одним звуком.

Игра «Кто быстрее соберет вещи?» для детей 5 – 6 лет

Цель игры: Упражнять детей в дифференциации звуков «с» и «ш».

Описание игры: Большая карта, на которой изображены два чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук «с» или «ш» (шарф, сарафан, носки, шляпа, рубашка, галстук, шаль, свитер, костюм, шапка, сапоги и шорты).

Между предметами кружки. Две фишки разного цвета кубик с кружками на грани, квадратики с буквами «с» и «ш».

Играет двое детей, первый ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук «с», а другой вещи со звуком «ш».

Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою шишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадает на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет на свой чемодан квадратик.

Выигрывает тот, кто первым придет к финишу и больше соберет вещей в чемодан.

Источник: maam.ru