Приёмы автоматизации звуков у детей 5–7 летнего возраста с нарушением речи (ФНР) посредством игры в мяч

Ольга Аденина
Приёмы автоматизации звуков у детей 5–7 летнего возраста с нарушением речи (ФНР) посредством игры в мяч

Современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество и объем физических движений минимизирован, вследствие чего, снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Движения тела (общая моторика, игры с пальцами (мелкая моторика) стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие движений (общей и мелкой моторики) помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

В своих работах психологи М. О. Гуревич, А. А. Леонтьев и др. указывали на связь формы произношения с характером движений. Другие учёные, как И. П. Павлов, А. Р. Лурия, изучили взаимосвязь общей и речевой моторики, и подтвердили «чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь», «формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Особенно важны для физического воспитания ребенка с нарушением речи данные о взаимосвязи между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи».

Так, детский физиолог М. М. Кольцова считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат».

Исследования М. М. Кольцовой о двигательной активности и развитии функций мозга ребенка доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозге формируется проекция «схема человеческого тела», и речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.

Учитывая научные и научно-практические тендеции в изучении вопроса о развитии движений и речи, мы в своей логопедической практике сочли необходимым использовать приемы, определяющие развитие не только речи, но и общей моторики, в частности, логопедические игры и упражнения с мячом.

Основной целью коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте с детьми 5-6 летнего возраста с речевым нарушением – фонетическое недоразвитие речи является построение системы коррекционно-развивающей работы, предусматривающей развитие свободной, творческой, активной личности и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения. Логопедический пункт для детей с фонетическим недоразвитием речи комплектуется из числа детей старшей и подготовительной групп детского сада, т. е возраст детей 5-7 лет. Основная организационная форма обучения – индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, воспитание навыков работы в коллективе, умению слушать и слышать педагога, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции.

Основным видом деятельности дошкольника является игра, что и явилось определяющим фактором, для выбора инструмента работы коррекционного педагога с дошкольниками.

Познание и научение в дошкольном возрасте происходит через игру, поэтому, комплексные занятия на развитие речи и общей моторики возможно при помощи приема — игры с мячом.

В результате опроса родителей детей с нарушением речи (фонетическим недоразвитием речи) за последний период (2014 – 2020 г. г.) показали, что игре с мячом уделяется очень мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Родители малознакомы со спортивными играми с мячом, соответственно, не имеют возможности научить и своих детей.

Игровые действия с мячом всегда были эффективными средствами организации и надежными помощниками в коррекционной работе. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливают эффект занятий. Поэтому мы используем мяч на каждом занятии, проводя игры-упражнения по всем разделам коррекционно-развивающей работы.

Практика использования мяча на коррекционно-развивающих занятиях с детьми имеющими нарушения речи необходима, т. к. данный спортивный снаряд прекрасный инструмент для развития у детей общей и мелкой моторики, скорости реакции, закрепления правильного произношения звуков и умения ориентироваться в пространстве, мяч улучшает настроение, создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях, к тому же, игра с ним, обеспечивает некоторые важные процессы логопедической работы:

— отвлекает внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению,

— освобождает детей от утомительной неподвижности на занятиях,

— помогает разнообразить виды деятельности на коррекционно-развивающем занятии,

— развивает общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве,

-помогает проводить работу над развитием просодических компонентов речи,

— развивает и регулирует мышечную силу и точность движений,

— движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку,

— развивает и нормализует эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей,

— развивает глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

Коррекционно-развивающая работа по развитию навыков игры с мячом строится в несколько этапов:

Первый этап «Диагностический».

Цель: исследование и анализ особенностей речевых нарушений, психологических процессов развития ребенка, в том числе, навыка игр в мяч.

На диагностическом этапе навыка игры в мяч применяются, в первую очередь, воздушные шары, затем мячи большого размера. Воздушные шарики эффективно использовать, т. к. они позволяют установить контакт с ребенком, с непринужденной игре легче выяснить речевые нарушения ребенка, моторное и общее психическое развитие, ориентировку в пространстве и другие особенности. В ходе таких диагностических игр отношения с обследуемыми детьми становятся более доверительными. Далее следует перейти к использованию неречевых игр с мячом большого размера, направленных на развитие координации движений и высших психических функций.

Использование воздушных шариков и мяча позволяют учителю-логопеду, в естественных для ребенка условиях, выяснить: на сколько ребенок ловок, сообразителен, умеет ли выслушать игровую задачу, как долго способен помнить задание, может ли соблюдать правила, как взаимодействует с партнерами по игре.

Второй этап «Коррекционно-развивающий».

Цель: создание условий для эффективной коррекции недостатков устной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающую работу необходимо разделить на разделы:

— развитие фонематического слуха;

— закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;

— развитие грамматического строя речи и словаря

— развитие психических процессов.

В начале коррекционно-развивающего этапа эффективно использовать игры с мячом в ходе индивидуальных или подгрупповых занятий в качестве динамических пауз, с целью повышения двигательной активности, активизации непроизвольного внимания, формирования произвольного внимания, развития пространственных представлений и повышения эмоционального тонуса. Ребенок выполняет действия с мячом, сопровождая эти действия речью. Затем необходимо использовать игры с мячом в соответствии с разделами коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование и развитие речи.

Приведенные ниже игры с мячом, раздела направлены на закрепление правильного произношения и дифференциации звуков, при которых эффективно автоматизируются поставленные звуки у ребенка, помогают достичь цели при работе с мячом: при бросках, ловле, попадании цель.

Игра «ОДИН — МНОГО»

Цель: автоматизация звука в слове, закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры. Педагог бросает мяч ребенку, называя имена существительное в единственном числе. Ребенок бросает мяч обратно, называя существительное во множественном числе, правильно проговаривая «трудный» звук.

Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Слова необходимо cгpyппиpoвaть по «трудным» звукам, относящимся к одной лексической теме.

Например: стол — столы, стул — стулья, кровать — кровати и т. д.

Игра с мячом «СКАЖИ ЛАСКОВО»

Цель: автоматизация звука в слове, закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. В начале игры педагог говорит: мячик маленький поймай, да словечком приласкай. Педагог, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет второе слово (шарик). Слова необходимо cгpyппиpoвaть по «трудным» звукам и сходству: окончаний, рода, числа и лексической теме.

Например: лимон – лимончик, груша — грушенька, яблоко — яблочко и т. д.

Игра «КТО ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ?»

Цель: автоматизация звука в слове, закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, педагог называет профессию, а ребенок, возвращая мяч педагог, должен назвать слово, обозначающее, что действие человека названной профессии.

Например: повар — варит, печёт, жарит, готовит; парикмахер — стрижет, подстригает; продавец — продает и т. д.

Игра «ЧТО БЫВАЕТ КРУГЛЫМ?»

Цель: автоматизация звука в слове, расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч, педагог задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу или другому ребенку.

Например:

— Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня);

— Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь);

— Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко) и т. д.

Игра «ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ»

Цель: автоматизация звука в слове, закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный», «противоположный».

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое — с противоположным значением.

Например: добрый — злой, хороший — плохой,веселый — грустный и т. д.

Можно усложнить игру: предложить ребенку добавить существительное, например: острый нож, ясный день, глубокое озеро и т. д.

Игра «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Цель: автоматизация звука в слове, закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, называет 4 слова и просит определить, какое слово лишнее. Ребенок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.

Например: голубой, красный, спелый, белый; пасмурно, ненастно, ясно, дождливо; день, ночь, утро, весна и т. д.

Игра «ЧЬЯ ГОЛОВА?»

Цель: автоматизация звука в слове, расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова…», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья», у кошки — кошачья, у верблюда — верблюжья и т. д.

Представленные логопедические игры являются часто встречающимися дидактическими играми, используемые на коррекционно-развивающих занятиях. Проведение таких игр необходимо в соответствии с лексическими темами, целями и задачами логопедического планирования, а также исходя из теоретико-практического обоснования.

На коррекционно-развивающих занятиях используются:

— больше мячи (в диаметре 25-30 см): для диагностического этапа и формирования навыка ловли, броска;

— средние мячи (в диаметре 15-20 см): для закрепления навыка ловли и броска, попадания в цель;

— небольшие мячи (в диаметре 5-10 см): для закрепления ловли, броска, попадания в цель.

Третий этап «Информационно-консультативный».

Цель: организация консультативной помощи родителям (законным представителям, распространение знаний о здоровьесберегающих и игровых технологиях при воспитании ребенка. Взаимодействие логопеда с родителями по вопросам развития речи и укрепления общего психического развития и здоровья включает в себя:

— информационные стенды, освещающие: формирование, становления речи, развитие речи и психических процессов,

— приобщение родителей к участию в коррекционно-развивающем процессе,

— консультации, беседы с родителями по вопросам развития ребенка.

На третьем этапе учитель-логопед подробно разъясняет родителям индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут развития ребенка, а также делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов и родителей ребенка.

Актуальность использования игр с мячом, направленного на развитие речи и общей моторики, представлена в таблицах. Все дети имеют речевое нарушение фонетическое нарушение речи (ФНР, нарушено у каждого ребенка от двух до четырех звуков.

Таблица 1. Численность за период

Учебный год 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018 2018-2019 2019-2020

Численность детей логопедического пункта (ФНР) 27 31 28 32 27 25

Итого 170 детей

Логопедический пункт за период 2014 – 2020 г. г. посещали 170 детей.

Таблица 2. Навык использования мяча в начале учебного периода

№ Навык использования мяча 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018 2018-2019 2019-2020

1 Точная ловля мяча 12 15 13 15 11 11

2 Точное перебрасывание друг другу 8 12 9 15 9 8

3 Попадание в цель 1 1 3 7 1 2

Результаты навыка использования мяча (Таблица 2) показывают низкий уровень моторного развития общей численности детей, что указывают на не сформированность мышечной силы, неточности общих движений, глазомера, ловкости, быстроты реакции дошкольников.

Таблица 3. Навык использования мяча в конце учебного периода

№ Навык использования мяча 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018 2018-2019 2019-2020

1 Точная ловля мяча 27 31 28 32 26 25

2 Точное перебрасывание друг другу 25 31 27 32 26 25

3 Попадание в цель 21 28 24 31 20 23

На период завершения коррекционно-развивающего обучения с применением логопедических игр посредством мяча (Таблица 3) показатели навыка использования мяча увеличились максимально, что является подтверждением динамики моторного развития дошкольников.

Таблица 4. Эффективность работы логопедического пункта

Учебный год 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018 2018-2019 2019-2020

Выпуск с чистой речью 25 27 25 30 26 22

Выпуск со значительным улучшением речи 2 3 1 2 1 2

Продлены 0 1 2 0 0 1

Итого 27 31 28 32 27 25

Положительная динамика речевого развития (Таблица 4) очевидна: высокие показатели периода выпуска детей с логопедического пункта указывают на эффективность использования игр с мячом с детьми с речевыми нарушениями.

Следовательно, коррекционно-развивающая работа, направленная на закрепления навыков при автоматизации звуков в слове для детей логопедического пункта с фонетическим нарушением речи посредством игр с мячом показала высокие результаты навыков и значительное повышение уровня развития речи и координационных способностей дошкольников. Количественные данные, позволили сделать заключение о том, что приемы, организованные по развитию произносительной стороны речи и координационных способностей в процессе игровых упражнений с мячом оказались динамичными и эффективными. Полученные результаты исследования доказали, что использование игр с мячом могут находить широкое применение для специалистов детских дошкольных учреждениях.

Использованная литература:

1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб. : Союз, 1997 .

2. Давыдова М. А. Спортивные мероприятия для дошкольников: 4–7 лет. – М. : ВАКО, 2007.

3. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». — М. ,1973

4. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.

5. Логопедия: Учебник / Под ред. Л. С. Волковой. — М., 2010

6. Лурия А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. – Ростов на Дону, 1998.

7. Овчинникова Т. С., Черная О. В., Баряева Л. Б. Игры, занятия и упражнения с мячами. – М. : Просвещение, 2010.

8. Рабочая программа Коррекция фонетического недоразвития речи на логопедическом пункте ГБОУ СОШ №365 им. М. П. Краснолуцкого ОДОД. – СПб., 2019.

9. Эльконин Д. Б. Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу. – М., 2011.

Источник: maam.ru