Конспект занятия «Общаемся и дружим» по речевому взаимодействию детей в старшей группе (по рассказу Н. Носова «На горке»)

ирина наумова
Конспект занятия «Общаемся и дружим» по речевому взаимодействию детей в старшей группе (по рассказу Н. Носова «На горке»)

Конспект занятия «Общаемся и дружим» по речевому взаимодействию детей в старшей группе (по рассказу Н. Носова «На горке»).

Цель: развивать связную речь детей по технике продуктивного чтения-слушания, организовать взаимодействие детей в ходе работы над рассказом, закреплять понятия «дружить», «дружный».

Материалы и оборудование: экран, проектор, книга рассказов Н. Носова, сюжетные картинки-иллюстрации к рассказу в конвертах для каждой команды, раскраски с сюжетом рассказа.

Ход занятия.

Воспитатель подзывает детей к себе.

— Ребята, Давайте поприветствуем друг друга. Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются).

— Молодцы, вы очень дружно поздоровались. А как вы считаете, что это значит: быть дружными? (ответы детей) Вы все верно сказали.

Упражнение «Подари улыбку».

— А теперь давайте вместе с вами сделаем круг дружбы (дети становятся в круг):

Встали мы в большой все круг

Ты мой друг и я твой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. (дети по очереди поворачиваются друг к другу и «дарят» улыбку). Здорово!

Воспитатель показывает детям книгу.

-Я сегодня принесла книгу знакомого вам писателя Николая Носова. (фото писателя на экране). Знаете такого? (Да). А какие рассказы этого автора вам знакомы? (Дети называют знакомые им рассказы).

— Посмотрите, какая здесь красивая обложка! (на обложке нарисована иллюстрация к рассказу «На горке», но закрыто название рассказа). Как вы думаете, о чем эта книга? Давайте посмотрим с вами на экран (на экране увеличенный вариант обложки, дети высказывают свои предположения).

— А как можно проверить, правильно ли вы думаете? (Прочитать)

— Да, прочитать.

Воспитатель читает текст с уточнениями и краткими объяснениями по ходу рассказа:

— О каком времени года говорится в рассказе? (Ответы детей)

— Кто такой Котька Чижов? (Ответы детей)

— Дворницкая – что это? (Предположения детей. Воспитатель: — Дворницкая – это место, где дворник хранит свои рабочие инструменты)

— Котька один исправлял испорченную горку? (Нет, ему помогали ребята)

— Интересный рассказ? (Да)

— О чем он? (О дружбе).

— А вы ребята дружные? (Да)

— Тогда я предлагаю вам всем дружно потанцевать вместе с веселым снеговиком. Смотрим внимательно на экран и повторяем движения!

Физкультминутка «Танец Снеговика» (дети танцуют по показу).

— Посмотрите, у нас стоят столы. Сейчас объединитесь в команды по 3 человека. Каждая команда выберет себе стол и подойдет к нему. Пети у нас не хватило места. В какой, Петя, команде ты хочешь быть? Ребята, кто примет Петю в свою команду? Молодцы! Значит, в вашей команде будет не три человека, а сколько? (Четыре).

— Правильно, четыре человека. Присоединяйся к ребятам.

— Перед вами лежат конверты. Возьмите и посмотрите, что в них? (Картинки, карточки).

— Что на них изображено? (Рисунки к книге, иллюстрации)

— Да, это иллюстрации к книге, которую мы с вами читали. Разложите картинки по порядку так, чтобы получился рассказ.

К первой команде: — Какую картинку положили первой? (Дети показывают и отвечают). Все согласны? (Да)

Ко второй команде:- Какую картинку положили второй? (Дети показывают и отвечают). У всех так же? (Да)

К третьей команде: — У вас какая картинка третья? (Дети показывают и отвечают). Давайте сравним, у всех так? (Да)

-Четвертая команда, какая у вас картинка получилась последняя? (Дети показывают и отвечают).

— А у вас? (воспитатель обращается к другим командам)

— Все верно, молодцы! Как вы дружно справились с этим заданием!

Игра «Топай – хлопай».

— А теперь я прошу вас опять подойти ко мне и сделать большой круг. Мы сейчас поиграем с вами в игру: я буду задавать вопросы по прослушанному рассказу, а вы отвечать. Но! Слушаем ответ очень внимательно, если он правильный – то мы хлопаем в ладошки. Давайте попробуем (дети хлопают). А если ответ не верный, то вы… что будем делать? (предположения детей) Хорошо, тогда мы топаем. Договорились? Итак… (воспитатель задает вопрос, ребенок отвечает, остальные дети контролируют: топают – хлопают. Далее воспитатель проверяет правильность ответа фрагментом заранее отмеченного текста, не давая оценку ответу ребенка)

— Как вы думаете, почему Котька не строил горку вместе с ребятами? (ответ ребенка, другие дети хлопают или топают) Давайте проверим… (текст)

— Что сделал Котька, когда ребята ушли обедать? (аналогично) Смотрим (зачитывает текст)

— Получилось ли у него на горку забраться? (зачитывает текст) Все верно! Молодцы!

— Что же Котька придумал? Так ли это? Слушаем…

— Что сказали ребята, когда вернулись к горке? (ответы детей) Давайте проверим…

— Что же произошло дальше? (аналогично)

— Понравилось ли Котьке горку делать вместе с ребятами?

— А как вы считаете, умел ли Котька дружить в начале рассказа? Почему?

— А потом что с ним произошло? (Котька научился дружить)

— Вам понравился рассказ? (Да)

— А как вы думаете, как он может называется? (дети самостоятельно пытаются озаглавить рассказ).

— Правильно, рассказ так и называется «На горке». Замечательно! Ребята, вы большие молодцы! Скажите, а что вам больше всего сегодня понравилось? (ответы детей)

— Вы были очень активные, отзывчивые. а, самое главное, дружные! И у меня для вас есть небольшой сюрприз – это раскраски к нашему рассказу. Сейчас, когда у вас будет свободное время, вы можете их пораскрашивать. А любители танцев могут еще потанцевать со снеговиком. (воспитатель раздает детям раскраски и включает видеоролик).

Источник: maam.ru