Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании»

Марина Рыжкова
Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании»

Отчет по самообразованию на тему:

«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании»

Воспитатель: Рыжкова Марина Ивановна 2019год

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально — положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…»

(Э. Успенский)

Актуальность работы заключается в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Я определила цели своей работы: — Повышение профессиональной компетентности по вопросу развития творческого потенциала в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

— Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования и формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.

Предо мной были поставлены следующие задачи: 1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

2. Развивать творческие способности детей.

3. Формировать умение оценивать созданные изображения.

4. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

5. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования и стимулировать их совместное творчество с детьми.

Для решения образовательных задач было составлено перспективное планирование работы по развитию творческих способностей. Я стала активно вводить в работу с детьми рисование, лепку (в НОД, ОД, РМ, самост. д-сть.).

Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Поэтому я подобрала разнообразные традиционные и нетрадиционные инструменты и материалы для изобразительной деятельности: кисточки, карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, краски, пластилин, разноцветное соленое тесто, штампы из овощей для печатания, ватные палочки, трубочки, бумага разного качества, бросовый материал, губки, пульверизатор, и т. д. В группе есть стенд для выставки детских работ.

У детей 1-й младшей группы уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Поэтому для ее развития я активно применяю сенсомоторную деятельность, используя различные средства (счетные палочки, бусины, прищепки)

Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В младшем дошкольном возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика чем карандаша или кисточки. Этот способ облегчает ребенку свободу действий. С помощью этого способа рисования у нас получились такие рисунки: «Ветка рябины», «Чей след»

Дети трех лет еще не достаточно готовы брать в руку кисточку, чтобы рисовать мазками. И чтобы быстрее и легче освоить это, я обращаю внимание на рисование ватными палочками. Такой способ рисования оказывает на детей позитивное влияние на настроение и воображение, развивает фантазию и креативность с ранних лет. Работы: «Осеннее дерево», «Черемуха»

Детей младшего дошкольного возраста я учила рисовать ладошкой, этот способ рисования им очень нравится. У нас получались замечательные рисунки «Ежик», «Букет тюльпанов», «Аквариум» и др.

Уже с младшей группы мы рисуем отпечатками овощей, печатками из картофеля, с детьми мы выполнили такие рисунки «Компот из яблок», «Рукавичка» (картофель, «Букет для мамы» (пекинская капуста… Так же мной были даны мастер-классы по нетрадиционной технике рисования штампование овощами на базе МБДОУ «Д/с «Островок», для родителей и воспитателей и на базе ИРОСО.

Таким образом, используя интересное, доступное и разнообразное содержание, я последовательно и планомерно формировала у детей как развитие представлений об окружающем, так и художественно-творческие способности. Кроме того использовали печать паралоном, рисование оотиском бумаги, рисование свечой, полусухой жесткой кистью.

Подводя итоги работы, направленной на развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении с использованием и усовершенствованием уже знакомых техник, а так же вводить новые техники доступные и отвечающие возрасту детей.

Источник: maam.ru