Роль Учителя в современной школе

Винниченко Раиса Анатольевна
Роль Учителя в современной школе

В связи с переходом от традиционной школы к школе электронной возникают серьезные вопросы о роли учителя, о воспитании человеческого в учениках, о духовном развитии человечества в целом.

Согласно государственному плану развития образования в России в 2025 году планируется переход от традиционной школы к электронному обучению, где педагогу отводится место куратора или тьютера. С одной стороны, появляется возможность индивидуального обучения каждого ученика, но с другой, возникают общечеловеческие вопросы о формировании навыков общения между детьми и людьми в будущем, об умении выражать свои эмоции в обществе, о развитии общего уровня культуры человека.

У Николая Рерих есть замечательная картина «Жемчуг исканий».1924 г. (из серии «Его страна», где на фоне божественной красоты гор Гималаев изображены Учитель и ученик. Учитель перебирает жемчужные бусы, символ перерождений человека, нанизанные на нить бытия, рядом сидит ученик и внимает своему Учителю. Образ очень символичен: только умудренный опытом человек, обогащенный духовно, умеющий ценить красоту мира, может передать следующим поколениям знания. Только объединив опыт, духовность и красоту возможно сформировать гармоничную Личность, ведущую к процветанию человечества. Убери хотя бы 1 элемент и гармония нарушится. «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле», — сказал Ян Амос Коменский [2]. Убери учителя и предоставь детям самим выбирать, что им интересно и как себя организовывать, мы получим «информационных зомби». Возможно, это самый негативный результат, но на практике, работая с детьми мы видим подтверждение наших худших предположений.

Летом 2018 года в робототехнический лагере детского отдыха столкнулся с такой проблемой: одаренные дети, прекрасно владеющие современными компьютерными технологиями, имеющие развитые креативными способности технического направления, занимающиеся робототехникой, оказались абсолютно не подготовлены для совместного проживания и работы в детском коллективе. При попытке ограничить использование гаджетов и перераспределить время в пользу общения, у детей резко вырос уровень агрессии. Внутренний мир детей был наполнен стрелялками, зомби и майнкрафтом.

Воспитателям и педагогам пришлось корректировать программу летнего отдыха, добавляя занятия по рисованию и прикладному творчеству, чтобы сгладить внутреннюю агрессию детей. Дальнейшее наблюдение за детьми показало, что именно переключение от технического направления деятельности на сферу культурного развития позволило снять повышенную тревожность и нормализовать работу в группах. На этом примере очень ярко видна направляющая роль Учителя и Наставника.

На картине Николая Рериха «Книга мудрости» 1924 г. (Из серии «Знамена Востока») источником знаний является книга, которую читает на склоне гор, перед ликом гималайских высот, буддийский монах. «Чтение в столь вдохновляющей обстановке, перед ликом величественной красоты гор, становится чем-то большим, чем теоретическое освоение знаний; это скорее чтение-медитация, практика духовного постижения древней мудрости.» [1, 137]

Пример одного робототехнического лагеря подтверждает общую тенденцию изменений, происходящих в наших детях, в связи с современным уровнем технологий и реформами в сфере образования. Ставиться под вопрос необходимость прямой работы Учителя с Учеником и переходом на дистанционное опосредованное обучение. Кроме непосредственного освоения знаний Учитель передает свой опыт, свою духовность, свою мудрость. Он не только Учитель, он — Духовный наставник своих учеников. Обучение в традиционной школе позволяет кроме знаний получать опыт общения со сверстниками, навык группой работы, сплочение детского коллектива, чему невозможно научиться при электронном обучении. Через 10-15 лет после введения электронного обучения вырастет поколение умных, но разрозненных потребителей, которыми легко будет управлять.

Наше государство пытается отстранить педагога от образования и воспитания детей. Возникает закономерный вопрос: «Неужели наше правительство не понимает, что, посадив детей за компьютер, мы теряем духовность?» Культурно-нравственное развитие ребенка возможно только при наличии рядом человека, Учителя, который своим примером способен зажечь огонь в душах детей.

Хочется закончить свою статью словами Константина Дмитриевича Ушинского: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто» [3]. Знание без души, без искры, без мудрости не может служить процветанию Человечества. Роль Учителя нести факел знаний, освещая своим ученикам путь к счастью.

Список литературы:

1. Николай Рерих. Творческий путь: альбом-биография / авт. Текста Марианис А. – Москва: Издательство «Э2, 2015. – 288 с. : ил. – (Вечные истины в подарочном исполнении)

2. Коменский Ян Амос Цитаты. [Электронный документ]// Режим доступа: https://citaty.info/man/yan-amos-komenskii?page=2 (дата обращения 20.02.2019)

3. Ушинский К. Д. Цитаты. Высказывания. Афоризмы [Электронный документ] // Режим доступа: http://www.moudrost.ru/avtor/ushinskiy.html (дата обращения 28.02.2019)

Источник: maam.ru