Научная статья «Психолого-педагогические проблемы приемного ребенка и Родителей в Период адаптации»

Сёмина Анастасия
Научная статья «Психолого-педагогические проблемы приемного ребенка и Родителей в Период адаптации»

Научная статья

Тема:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА И РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF A FOSTER CHILD AND PARENTS IN THE PERIOD OF ADAPTATION

Аннотация

В статье раскрываются проблемы детей сирот в период адаптации в патронатной семье. Приемные родители так же сталкиваются с проблемами в этот непростой период. Сопровождение в период адаптации должно быть направлено на поддержку ребенка, на его умение строить положительные взаимоотношения со всеми, кто его окружает.

Annotation

The article reveals the problems of orphans during the period of adaptation in a foster family. Foster parents also face problems during this difficult period. Support during the adaptation period should be aimed at supporting the child, at his ability to build positive relationships with all those around him.

Ключевые слова: патронатная семья, адаптация детей-сирот, проблемы в период адаптации, психолого-педагогическое сопровождение.

Keywords: foster family, adaptation of orphans, problems during adaptation, psychological and pedagogical support.

Адаптация ребенка включает ряд подуровней: адаптация к своему физическому «Я», адаптация к себе как «самости» (самоидентификация, социальная адаптация, проявляющаяся в идентификации себя с определенной социальной общностью (нация, страна, семья) и адаптация к требованиям, предъявляемым индивиду социальной средой.

Адаптация выступает в форме психологических механизмов имитации (подражание) и идентификации (отождествление, что обуславливает огромную роль непосредственного окружения ребенка. Тем самым, ребенок может быть хорошо адаптирован, например, в криминальной среде, и одновременно дезадаптированным в благоприятных условиях.

Термин «адаптация» стал неизменным в современной практической и теоретической психологии, где его употребляют, с одной стороны, для обозначения свойств человека, которые характеризуют его устойчивость к условиям социальной среды, с другой, адаптация выступает, как процесс приспособления человека к меняющимся условиям, который представляет собой сложное и многогранное явление.

В педагогике рассматривается такое понятие как «социальная адаптация» и под этим понимается активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе становления личности адаптация происходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и других механизмов). Термины «адаптация» и «социальная адаптация» являются неизменными в современной практической и теоретической психологии, социальной педагогике.

Рассмотрим психолого-педагогические проблемы приемного ребенка в период адаптации.

Во-первых, возникают проблемы, связанные с прошлым жизненным опытом ребенка.

У каждого приемного ребенка есть своя «история», и каждая «история» накладывает свой отпечаток на жизнь и развитие ребенка. У ребенка была или есть кровная мама, и никакая другая не сможет её заменить. Если рассматривать ребенка «отказника», то у него давно уже сложился идеальный образ матери и это тоже его «история».

Ребенок, живя в кровной семье, видел модель поведения своих родителей и эта модель поведения и жизни для него единственно правильная. От этой модели будут зависеть нормы поведение и успешность развития самого ребенка в приемной семье. На успешность адаптации и благополучность проживания ребенка в приемной семьей могут влиять, пережитые им:

— насилие

По статистике более 80% детей, оставшихся без попечения родителей, пережили физическое насилие в кровной семье. Насилие становится нормой жизни ребенка, и по его представлению свидетельствует о проявление любви со стороны родителей. В приемной семье в адаптационный период ребенок, переживший насилие, будет провоцировать родителей всеми известными ему способами, побуждая их совершать физическое насилие в отношении себя. Если родители отказываются наказывать ребенка, он начинает думать, что его не любят, и откровенно требует наказания.

— агрессия

Ребенок, переживший насилие, считает физическое наказание нормой своей жизни, его поведение носит агрессивный характер. У такого ребенка снижена самооценка и высок уровень личностной тревожности. Агрессивные действия направлены в большинстве случаев на детей младших по возрасту или физически слабых. Наиболее ярко агрессивное поведение проявляется в играх детей.

Но не только в играх проявляется агрессивное поведение детей. В некоторых случаях агрессия становится личностной чертой ребенка, в свою очередь, избивая сверстника в детском саду или в школе, такие дети получают удовольствие.

Например, ребенок, изъятый, из семьи, где он испытывал на себе физическое насилие со стороны отца, может проявлять агрессивное поведение в приюте: он может применять насилие к другим детям и наслаждался их криками и просьбами о пощаде.

К сожалению, дети, испытавшие физическое насилие привносят его не только в игру, но и в повседневную жизнь.

— сексуальное развращение

К сожалению, это не единичный случай, почти все дети из неблагополучных семей в той или иной мере проявляют сексуализированное поведение, как отпечаток прошлой жизни.

— последствия, связанные с пребыванием ребенка в государственном учреждении

Все дети, находящиеся в государственных учреждениях испытывают на себе последствия материнской депривации, которые особенно ярко проявляются в адаптационный период. К таким последствия можно отнести:

— высокий уровень личностной тревожности

На начальных этапах адаптации ребенка к новым условиям среды уровень тревожности резко повышается, в этот период наблюдаются обострение симптомов невротизации: энуреза, онанизма, раскачивания ребенка перед сном, и т. д. К завершению адаптационного периода уровень личностной тревожности ребенка снижается, но остается в пределах высоких показателей.

— нарушение привязанности

Те дети, которые имели опыт проживания в семьях, имеют и опыт формирования привязанностей, но в связи с тем, что многие хорошо помнят кровных родителей, процесс формирования привязанности к приемным родителям проходит долго и сложно. Дети — отказники не помнят своих родителей, у них отсутствует чувство привязанности к кому-либо и поэтому для них процесс формирования привязанностей не менее долгий и не менее сложный.

— несформированность эмоционально-волевой сферы

Незрелость эмоционально-волевой сферы формируют проблемы поведенческого характера. Несформированность внутреннего локуса контроля, т. е. неумение контролировать свои чувства, эмоции и поведение — одна из главных проблем адаптационного периода проживания ребенка в принимающей семье.

— собственничество

В начальный период адаптации чувство собственничества выражено особенно ярко. Ребенок ведет себя обособленно, все свои вещи держит при себе, конфетами и подарками отказывается делиться с близкими, считает, что все только для него, и мама тоже. На этой почве возникают конфликты с кровными детьми, в том числе и ревность.

— привлечение внимания к себе

Как в кровной семье, так и в государственном учреждении ребенку всегда не хватало внимания со стороны взрослых. Придя в семью, ребенок пытается обратить на себя внимание всеми известными ему способами. Он хочет, чтобы все внимание было уделено ему одному. В начальный период адаптации ребенок стремится понравиться, завоевать расположение, показать себя с лучшей стороны.

— проблемы, связанные со здоровьем детей

Немало проблем доставляет приемным родителям здоровье детей, а точнее его отсутствие. Многие дети имеют сложные хронические заболевания, обусловленные асоциальным поведением их кровных родителей.

Сопровождение в период адаптации должно быть направлено на поддержку ребенка, на его умение строить положительные взаимоотношения со всеми, кто его окружает. Оно должно быть длительным, постоянным и систематичным, необходим четкий план по развитию и реабилитации ребенка в приемной семье.

Но не только для детей период адаптации является сложным периодом, но и для родителей, которые становятся приемной семьей для этого ребенка.

Какие же существуют психолого-педагогические проблемы приемных родителей в адаптационный период?

В этот период можно выделить следующие проблемы, возникающие у родителей:

— дефицит знаний о психологических особенностях детей-сирот;

— безрезультатные попытки родителей опереться на свой положительный жизненный опыт в воспитании собственных детей;

— преобладание авторитарного стиля воспитания приемного ребенка и стремление к абстрактному идеалу;

— завышенные требования к ребенку;

— выбор неправильного стиля воспитания, направленного на исправление врожденных недостатков ребенка;

— преуменьшение достоинств ребенка;

— сравнение ребенка со сверстниками и (или) с кровными детьми, которое зачастую не в пользу приемного ребенка;

— отсутствие чуткого реагирования на малейшие достижения ребенка;

— проблемы в воспитании приемного ребенка, связанные с отсутствием личного опыта воспитания кровных детей;

— проблемы, связанные с особым образом жизни и мировоззрением верующих приемных семей.

Так же проблемы в период адаптации возникают не только у приемных детей, их родителей, а также и у других членов семьи.

Определив проблему, стоящую перед конкретной семьей специалисты службы сопровождения ставят перед приемными родителями те или иные задачи:

— повышение родительской компетентности через обучение в «Родительской Академии»;

— формирование умения оказать своевременную поддержку приемному ребенку в трудных ситуациях;

— формирование умения адекватной оценки возможностей приемного ребенка;

— выстраивание доверительных отношений между ребенком и своими кровными детьми;

— выстраивание комфортных отношений между приемным ребенком и другими членами семьи (бабушки, дедушки, тети и т. д.);

— формирование умения чутко реагировать на малейшие достижения ребенка и в последующем опираться на них;

— перераспределение обязанностей внутри семьи;

— организация режима дня понятного для приемного ребенка и доступного для его исполнения;

— поддержание уверенности родных детей в прочности их положения, любви к ним, соблюдения их интересов;

— оказание помощи приемному ребенку в социализации в среде сверстников (детский сад, школа и т. д.);

— формирование умений устанавливать контакт с приемным ребенком и выбирать оптимальный стиль воспитания и общения.

Для решения всех этих задач и преодоления множества проблем в период адаптации приемным родителям необходимо понимание, терпение, выдержка, а также постоянное сотрудничество со специалистами и общение с такими же приемными родителями.

Можно выделить несколько групп факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка в семье:

— факторы, связанные с личностными особенностями самого ребенка (к ним относятся последствия депривации, негативный прошлый жизненный опыт);

— факторы, связанные с личностными особенностями замещающих родителей (мотив принятия ребенка в семью, стили воспитания);

— факторы, связанные с социальным окружением приемной семьи (отношение близких родственников, членов семьи, соседей, педагогов, медицинских работников к приемному ребенку, сотрудничество со специалистами, сопровождающими семью).

Список литературы:

1. Андреева Т. В. Психология семьи: учебное пособие. – СПб. : Речь, 2010. – 384 с.

2. Мудрик А. В. Социализация человека. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с.

3. Пак Л. Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации. -Оренбург, 2013 – 321с.

4. Терновская М. Ф. Педагогические основы адаптации детей-социальных сирот в системе патронатного воспитания: Пресс – М., 2004.

5. Хрусталькова Н. А. Организационно-педагогическая работа социальных педагогов с профессионально-замещающей семьей: теория и технология /Н. А. Хрусталькова //Инновации в образовании. – 2006. — №6. – С. 81-100.

6. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. –СПб. : Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2005.

Источник: maam.ru