Консультация для воспитателей Использование игровых приемов в работе с детьми ЗПР

Юлия Неумывако
Консультация для воспитателей Использование игровых приемов в работе с детьми ЗПР

Игра — это самый доступный вид деятельности для детей.

В игре ребенок перерабатывает полученные из окружающего мира знания и впечатления. Именно благодаря игровой деятельности у дошкольника с ЗПР ярко проявляются особенности воображения и мышления, а также, его активность и эмоциональность, которые развивают потребности в общении. А. С. Макаренко писал: — «Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким он будет в работе, когда вырастет». Для ребенка, именно игра является его социальной практикой, это его реальная жизнь среди сверстников. Поэтому актуальность использования игры в целях всестороннего развития является неоспоримой. В своих играх дошкольники воспроизводят в наглядной форме взаимоотношения людей и их труд, что позволяет понять и пережить эту действительность, а также является одним из решающих фактором воспитания высоких человеческих качеств и развития творческого воображения и мышления. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) чаще всего подвижны, внимание у них недостаточно устойчивое, а в памяти фиксируются только яркие эмоциональные события и образы. В дошкольном возрасте, у детей с ЗПР эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Чтобы освоение новых знаний приносило детям радость, занятие лучше проводить в виде игр, что позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребёнка и эмоционально мотивированным. Ещё К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности игры в серьёзный учебный труд детей, он отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками.

Каждый дошкольник должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Чтобы помочь ребёнку с ЗПР справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Максимальное внимание следует уделять отстающим детям. Новый материал с такими детьми надо отрабатывать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять).

2. Необходимо постоянно поощрять все усилия и стремления ребёнка узнавать что-то новое и научиться чему-то новому.

3. Исключить отрицательную оценку ребёнка и результатов его действий.

4. Сравнивать результаты ребёнка только с его собственными, а не с результатами других детей.

Многообразный сенсорный опыт дети дошкольники получают в процессе развития элементарных математических представлений, где первостепенное значение имеет наглядность. В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал. Плодотворной в организации внимания детей, их мыслительной активности будет работа с дидактическим материалом, содержащим познавательную задачу, облечённую в игровую форму (игровой замысел, игровым действиям и правилам ребёнка не преднамеренно усваивает определённую «порцию» познавательного содержания. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей. Предметные и словесные игры проводятся во время организованной учебной деятельности (ОУД) по ФЭМП и вне ее, настольно-печатные, как правило, в свободное от ОУД время. Все они выполняют основные функции – развивающую, образовательную, воспитательную. Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка. Дидактическая игра будит детское воображение, создаёт приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребёнку. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр и упражнений, так необходимых детям с ЗПР.

При разработке занятий с использованием дидактических игр и игровых упражнений необходимо учитывать:

• Психологические особенности и возможности детей этого возраста.

• Необходимость корректировать нагрузки и исключить перегрузку детей при проведении ОУД с элементами игр.

• Необходимость соблюдения ГОСО РК.

• Уровень подготовленности детей на момент начала обучения.

Организованная учебная деятельность в форме дидактических игр и упражнений или с частичным их использованием определяются тем, что делают сам процесс обучения эмоциональным позволяющим ребёнку получить собственный опыт, а также позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию, поскольку детям с ЗПР повторений требуется гораздо больше, чем нормально развивающимся детям. При отборе дидактических игр и упражнений, прежде всего преследуются коррекционно-развивающие цели и учитываются особенности развития. Дидактические игры и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает отпечаток на структуру ОУД.

ОУД по сообщению детям знаний и их закреплению проводятся в начале изучения большой новой темы. Эта работа проводится в следующей последовательности:

– наблюдение за действиями педагога, который демонстрирует изучаемый объект, выявление его свойств, признаков;

– практические упражнения детей с различными дидактическими материалами, сопровождающиеся словесным отчётом о своих действиях;

– нахождение в окружающей обстановке аналогичных предметов с изучаемыми свойствами;

– закрепление материала в графических работах: рисование, обводка по шаблону;

– работа с демонстрационными таблицами или печатными пособиями;

– закрепление материала во время прогулки, игры и т. д.

Таким образом, происходит переключение детей с одного вида деятельности на другой, что помогает снять умственное переутомление, которое часто наступает у них во время занятий.

Применение игровых приемов в обучении детей мы продолжаем на протяжении всего дошкольного возраста.

Во время проведения организованной учебной деятельности по разделу ФЭМП применяю следующие игровые методики: дидактические игры и упражнения такие как «Какая игрушка спряталась», «Найди лишний предмет», «На что похоже», «Где находится», «Когда это бывает», а так же развивающие кубики Никитина.

Во время проведения ОУД по развитию речи применяю моделирование игровых ситуаций: «Поможем Маме», «Расскажем Мишке» и т. д. Дидактические игры: «Расскажи что это», «Назови ласково», «Подбери слово» и многие другие.

Во время проведения ОУД по ознакомлению с окружающим миром, по основам экологии и естествознанию применяем следующие игры «Кто где живет», «Назови детеныша», «Какое время года», «Что где растет» и другие.

Таким образом регулярное использование в непосредственно образовательной деятельности системы специально подобранных дидактических игр, игровых ситуаций и игровых методик, направленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический, речевой кругозор дошкольников, позволяет им уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и использовать знания в повседневной жизни.

Источник: maam.ru