Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада»

Михайлова Татьяна Анатольевна
Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада»

Важнейшая задача любого детского сада-подготовка ребёнка к школе. В ДОУ используются всевозможные развивающие игры,но не все позволяют комплексно формировать у дошкольников ключевые мыслительные умения. Эффективным пособием является логический набор венгерского педагога и исследователя Золтана Дьенеша,который развивает дошкольника не только умственно,но и даёт ребёнку возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи.

Дьенеш изучал специфику протекания познавательных процессов у дошкольников и выявил закономерность-дети хорошо осваивают числа и простейшие арифметические действия,но очень слабо понимают абстрактные категории. Дошкольники пытаются найти ответ,используя готовый шаблон,что получается отнюдь не всегда. Поэтому педагог и придумал такое пособие,в котором знакомство со сложнейшими понятиями происходит в наглядном виде.

Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти,внимания,воображения,речи. У ребёнка появляются умения классифицировать материал,сравнивать и анализировать. Начинать игровые занятия с блоками Дьенеша уместно уже с младшими дошкольниками-детьми среднего дошкольного возраста. Вначале педагог просто знакомит малышей с пособием-даёт перебрать фигуры, попробовать их на ощупь,поиграть с ними. После такого знакомства с блоками можно предлагать дошкольникам простейшие задания: к примеру,выбрать из всего материала лишь жёлтые предметы:понятие»такой»- не «такой» или рассортировать их по размеру либо толщине. На первом этапе,младший дошкольный возраст,дети оперируют только одним свойством-цвет,на следующем,средний возраст,осваивают уже два свойства,затем три и четыре свойства. Воспитанники старшего дошкольного звена при систематической работе по методике Дьенеша овладевают алгоритмическим мышлением:в данном возрасте вводятся логические цепочки,а также работа с символическими обозначениями. Дидактические игры с блоками Дьенеша отличаются разнообразием,и использование той или иной из них зависит от возраста и способностей конкретного ребенка.

Используя блоки Дьенеша,воспитатель должен стремиться сформировать устойчивый интерес к математическим знаниям,умение пользоваться ими в жизни,стремление самостоятельно их приобретать. В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается наблюдательность,они учатся видеть особенности различных фигур,подмечать их сходство и различие,обобщать логико-математические игры. Работа с блоками позволяет развивать у дошкольников мыслительные операции,познавательные процессы важными,как в плане математической подготовки,так и интеллектуального развития,воспитывать самостоятельность,инициативу и настойчивость в достижении цели.

Источник: maam.ru