Беседа с показом презентации «Волшебное окошко, или Что такое микроскоп?»

Седова Наталья Владимировна
Беседа с показом презентации «Волшебное окошко, или Что такое микроскоп?»

Конспект НОД на тему: «Волшебное окошко или что такое микроскоп?».

Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ — Центр развития ребёнка — д/с №30, город Жуковский.

Описание материала: Данная беседа с показом презентации проводилась в рамках работы детского объединения «Юные ЭКОбиологи» в двух подготовительных группах «Ромашка» и «Василек».

Цель:Познакомить детей с устройством микроскопа.

Задачи:

— познакомить детей с историей возникновения микроскопа, его устройством;

— формировать навыки обращения со световым микроскопом;

— активизировать и обогатить лексический запас детей новыми специальными словами и выражениями: микроскоп, окуляр, объектив, штатив, линза, предметное стекло и т. д.

— развивать любознательность,пытливость,внимание, терпение и умение доводить начатое до конца;

— развивать интерес к исследовательской деятельности;

— воспитывать взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу;

Предварительная работа: просмотр презентации: «Что такое микромир?», рассматривание привычных вещей и объектов под лупой, микроскопом: камней, ракушек, сахарного песка,соли, минералов и т. д., рассматривание энциклопедий «Невидимый мир», «Удивительный микроскоп» и «Микромир».

Ход работы:

Вос-ль: Ребята, продолжается работа нашего объединения «Юные ЭКОбиологи».

Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным прибором — микроскопом. Узнаем историю создания микроскопа, как он устроен и запомним правила работы с этим удивительным прибором.

Просмотр презентации «Волшебное окошко или что такое микроскоп?»

Слайд №2

Смотришь глазом – ничего,

А посмотришь лишь в него –

Можно много разглядеть:

Что не видно просто глазом,

Нам труба поможет сразу.

Глаз один закрой!

И вот, все увеличит….?

(Микроскоп)

Слайд №3

Вос-ль: Ребята, а для чего нужен микроскоп?

Ответы детей: с помощью микроскопа можно рассмотреть самые маленькие предметы, которые мы не можем разглядеть обычным глазом.

Микроскоп – это оптический прибор (механизм) для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооруженным глазом.

Слайд №4

История создания микроскопа

Создание микроскопа имеет многовековую историю. Этот удивительный прибор прошел путь от простой трубки, в которую едва можно было что – то рассмотреть, до электронного устройства огромной мощности с большими увеличительными возможностями.

Микроскоп – жестяная трубочка Захария Янссена ХVI век.

Увеличение предметов в 10 раз.

Слайд №5

В начале ХVII века Галилео Галилей изобрел микроскоп, который назвал «Оккиалино».

Увеличение объектов в 35 — 40 раз.

Слайд №6

Роберт Гук жил в Англии в ХVII веке. Он решил усовершенствовать микроскоп и добиться более ясного и четкого изображения. Гук вставил ещё одну линзу для чёткости и особую систему освещения, а ещё его микроскоп можно было наклонять.

Именно он первым назвал рассматриваемые ячейки «клетками»!

Увеличение предметов в 50 раз.

Слайд №7

Микроскоп Левенгука, середина ХVII века.

Изобретение Левенгука представляло собой две небольшие пластины, между которыми крепилась крошечная линза, а исследуемый объект крепился на иглу, её можно было передвигать с помощью винта.

Увеличение изображения в 300 раз.

Слайд №8

Новая эра – электронный микроскоп.

В начале 20 века Эрнст Август Руска создал микроскоп не со стеклянными линзами, а с магнитными. Вместо источника света в нём использовался поток электронов.

Так появился первый электронный микроскоп.

Современные микроскопы увеличивают в десятки миллионов раз.

Слайд №9

КАК УСТРОЕН ПРИБОР — СВЕТОВОЙ МИКРОСКОП?

Чтобы правильно пользоваться микроскопом, нужно познакомиться с его устройством – это поможет избежать многих трудностей и поломок.

Слайд №10

В верхней части на штативе находится ТУБУС – длинная полая трубка, где располагается окуляр.

ШТАТИВ – собирает все части микроскопа в единое целое.

К нижней части штатива прикреплено ОСНОВАНИЕ. Оно придаёт устойчивость микроскопу.

Слайд №11

Оптическая часть микроскопа: объектив и окуляр.

ОКУЛЯР находится в длинной полой трубке и при желании мы можем сменить окуляр на более мощный – он легко извлекается из тубуса.

Сила линз указана на оправе.

На другом конце тубуса имеется вращающий диск, на котором расположены

ОБЪЕКТИВЫ. У нашего микроскопа их три.

Слайд №12

Под объективом находится ПРЕДМЕТНЫЙ СТОЛИК.

Это то самое место, куда необходимо помещать исследуемые объекты.

С обеих сторон микроскопа есть два больших ВИНТА, они нужны для того, чтобы приближать или отдалять предмет от объектива, — так настраивается резкость.

Слайд №13

В большинство микроскопов встроена лампочка, которая направляет необходимый поток света, так чтобы вам не надо заботится об освещении.

Подсветка помогает лучше рассмотреть образец.

Слайд №14

ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ

Правило 1 – работаем сидя.

Правило 2 – не зажмуриваем глаза.

Правило 3 – правильно кладём предметное стекло.

Положите предмет, который собираетесь рассмотреть, на предметный столик.

Вращая винт и наблюдая сбоку за расстоянием между объективом и объектом, опустите объектив почти до соприкосновения с объектом. Готово! Ну а теперь смотрите в окуляр и очень медленно вращайте на себя и от себя винт фокусировки, пока изображение не станет четким.

Слайд №15

Что входит в набор юного ЭКОБИОЛОГА?

Микроскоп, пробирки, пинцет, реактивы,предметные и покровные стекла,микротом,готовые образцы, пластиковая пипетка.

Слайд №16

Где используются микроскопы?

В медицине: с их помощью проводят микрохирургические операции, в лабораториях изучают бактерии и вирусы. Микроскоп можно встретить у офтальмологов, стоматологов, хирургов, лаборантов и многих других врачей.

Слайд №17

Микроскоп используют ювелиры.

Ювелир – это человек, который изготавливает различные украшения из драгоценных металлов, определяет вид и подлинность камней, восстанавливает старинные драгоценности и монеты.

Мелкую работу мастер производит под микроскопом.

Слайд №18

Микроскоп применяют в археологии.

Благодаря микроскопам археологи могут в мельчайших подробностях исследовать находки древних времён. Многие предметы пролежали в земле сотни и даже более лет, поэтому разрушились до крохотных частичек.

Изучить их невооруженным глазом почти невозможно, для этого археологи используют несколько видов микроскопов.

Слайд №19

Мне купили микроскоп!

Всё так интересно!

То – пылинку рассмотрю….

То – кусочек теста….

Горы, реки и моря –

В листике сирени.

Появился целый Мир

Красок и сплетений!

Микроскоп – ты МИР ЧУДЕС!

Открываешь в капле.

Посмотрю и поскорей

Расскажу всё папе!

Вос-ль: Чтобы как следует запомнить устройство микроскопа, давайте поиграем в дидактическую игру «Собери микроскоп».

Дети выкладывают на магнитной доске разрезные детали микроскопа, повторяя и запоминая специальные слова:окуляр, объектив, основание, штатив и т. д.

Вос-ль: А сейчас вы попробуете сами настроить микроскоп. Мы будем рассматривать лапку мухи.

На этом наше объединение «Юные ЭКОбиологи» заканчивает свою работу. В следующий раз мы познакомимся с растительной клеткой. До новых встреч!

Источник: maam.ru