Конспект ОД по познанию «День сорок и жаворонков на МAAM» в старшей группе

Елена Анциферова
Конспект ОД по познанию «День сорок и жаворонков на МAAM» в старшей группе

Цель:расширять представления детей о традициях русского народа встречи весны ;

развивать интерес к русскому фольклору через заклички,песни и приметы ;

воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству,традициям и

обычиям народа.

Материалы и оборудование:фотографии с изображением птиц;аудиозапись К. Сен-Санс

<<Карнавал животных>>/пьесы<<Кукушка>>,<<Финал>>/ ;цветная бумага,ножницы,

клей,белая гуашь.

Ход занятия

Воспитатель:На Руси всегда очень серьезно относились ко времени,предшествующему лету

красавице Весне. Весну всегда ждали,встречали,закликали,чтобы пришла она с теплом,с доб-

рой погодой,с богатым урожаем. О весне складывали стихи,пели песни,устраивали народные

гуляния,призывали солнце красное скорее растопить зимний снег. Весну закликали несколько раз. В первый раз начинали тогда,когда это показывала сама природа:снега тают,с крыш

капает,начинают петь птицы. Второй раз Весну звали — закликали 22 марта,по народному

календарю 21 марта зима кончается,весна начинается,день с ночью равняется. 22 марта —

день весеннего равноденствия. Считалось,что с этого момента свет и тепло начинают

прибывать,а тьма и холод уходить. Зима кончается,весне почин.

1 ребенок:Весна,весна проснись ото сна!

А ты,зима,ступай за моря!

Пусть зима уходит в прок!

Весну пустим на порог!

2 ребенок:Весна — весна,

Приходи красна,

Пусть птицы летные,

Быстрокрылые,перелетные,

Поторопят тепло,

Лето жаркое,

Унесут от нас

Зиму лютую.

Воспитатель:Праздником близкой весны считается прилет птиц к родным гнездовьям. В

деревнях 22 марта справляли детский праздник Сорок сороков. В народе говорили,что к

этому дню<<сорок сороков птиц прилетает из заморских стран>>.Бытовало поверье:на чье

поле птицы опустятся первыми,тому ждать в этом году большой урожай. По обычаю,пекли

из ржаного теста фигурки птиц — <<жаворонков>> -певцов полей,мазали их сладким душистым медом. Дети бегали по улице с этими птахами в руках,подбрасывали их вверх,

ловили с громкими криками:

3 ребенок:Жаворонки,жаворонки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну — красну.

Зима надоела,

Весь хлеб поела.

4 ребенок:Жаворонушки,прилетите,

Красавицу весну принесите.

Принесите весну на своем хвосту,

На сохе,на бороне,на овсяном снопе.

5 ребенок:Птички прилетайте!

Гнездышки свивайте

Летите,залетайте,

Весну прославляйте!

Воспитатель:В эту игру вступали и взрослые. Парни и девушки с << жаворонками >> ,

привязанными ниткой на шесте,выходили в поле,где распевали :

Жаворонки,жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето!

Летите в поле,

Несите здоровье,

Первое — коровье,

Второе — овечье,

Третье — человечье.

Понятно,на Сороки прилетают не все сорок птиц,а только вестовые. За грачами со дня на день скворчиный посвист послышится.

-Назовите приметы весны,в которых говорится про птиц.

Дети: Грач на горе — весна на дворе.

Грач на проталину,скворец — на прогалину.

Увидал скворца — знай : весна у крыльца.

Синичка в марте запела — весеннее тепло ворожит.

Грачи прямо на гнезда летят — дружная весна.

Воспитатель:А теперь ребята немного разомнемся.

Физминутка<<Удивительная птица. >> А. Барто

На горе стоит лесок, /круговые движения руками/

Он не низок,не высок, /сесть,встать,руки вверх/

Удивительная птица подает нам голосок. /руки вверх,потянуться/

По тропинке два туриста шли домой издалека, /ходьба на месте/

Говорят:-«Такого свиста не слыхали мы пока». /плечи поднять,опустить/.

Воспитатель:Назовите птицу,название которой начинается со звука В, Д, С, Ж, Л, К, У.

Ответы детей.

Воспитатель:Отгадайте загадки про птиц и покажите портрет угаданной птицы. Отгадаете —

отзовется вам птица своим голосом. /После каждой отгадки звучит фонограмма птичьих

голосов. /

В синем небе голосок,будто крохотный звонок.

Вьется в небе высоко,слышен голос далеко. /Жаворонок. /

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. /Грач. /

Он прилетает каждый год

Туда,где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. /Скворец. /

Кто в беретке ярко — красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит,стучит,стучит. /Дятел. /

Воспитатель: А теперь, собирайся, детвора!

Ждет вас русская игра!

Игра<< Селезень утку догоняет >>.

Дети встают по кругу. Считалкой выбираются селезень и уточка. <<Cелезень>>выходит за

круг. Его задача — поймать <<уточку>>.Задача <<утки>> — убежать. Задача стоящих в кругу —

помешать <<селезню>> догнать <<уточку>>.Когда <<селезень>> поймает ее,они выбирают себе замену и игра начинается заново. Во время игры дети поют:

Селезень утку догонял,

Селезень утку догонял.

Лети,утица,домой,

Лети,серая,домой:

У тя семеро детей,

Восьмой — селезень,

А девятая — сама,

Догони разок меня.

Воспитатель:А теперь давайте все вместе поздороваемся с птицами. Повторяйте за мной

слова заклички.

Красное солнце!Выгляни в оконце.

И ты,Батюшка Юг,иди к нам на луг.

Иди к нам на луг,ладить борону и плуг.

Кулик — самородок идет в огород.

Поет,поет,весну несет.

Ау — ау — аукаем,Весну приаукаем.

Март,март солнцу рад.

Апрель,апрель откроет дверь.

Май,май — сколько хочешь гуляй.

Весна — красна в гости пришла.

Курли,курли,курли,летят,летят журавли.

Ворон,ворон,хвост обломан.

Скок,сорока,скок,сорока,слепа с ока,крива с бока.

Дрозд,дрозд,прост,прост.

Кованый нос, железный хвост.

Вьюр — вьюрок,кривлен носок,

Кривлен носок,общипан бок.

Здравствуйте,птицы!

Изготовление оригами <<Птицы прилетели — весну принесли>>.

Воспитатель:Рассмотрите образец и схему работы. Расскажите об этапах работы.

Ответы детей.

Итог занятия.

— Давайте рассмотрим птиц и разместим их на нашем панно.

Источник: maam.ru