«Зачем приходит осень?»

Ольга Шабанова
«Зачем приходит осень?»

Конспект НОД по окружающему миру для средней группы.

«Зачем приходит осень?»

Основная образовательная область «Познавательное развитие». Интеграция со следующими образовательными областями: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное».

Цель: Способствовать формированию у детей целостной картины мира.

Задачи:

Создать условия для развития представления детей об осени как о времени года.

Способствовать развитию интереса детей ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях.

Формировать первичное представление у детей о причинно- следственных связях между природными явлениями.

Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья! Рада встрече с вами я! Давайте за руки возьмемся, В круг скорее соберемся и ….…поздороваемся. (дети предлагают, воспитатель отмечает интересное предложение, здороваются друг с другом). -У друга мягкая ладошка, Погладим ее немножко. А теперь погладим друг друга взглядом, Мягким взглядом. Мы друг друга видеть рады! Ну, а теперь у всех хорошее настроение? (Да) — Как мы сегодня необычно поздороваемся? (ладошками, лбом, носом, плечом).

Влетает ворона и здоровается с детьми: «Здравствуйте, ребята! (дети здороваются с вороной) Меня зовут Каркуша. Я принесла вам телеграмму от лесных жителей: «Ребята, у нас случилась беда. Осень ушла из нашего леса. Мы ее ругали и обзывали, говорили, что она плохое время года. Скоро наступит зима, а мы не успели запастись кормами, птицы не улетели на юг, деревья не сбросили листочки, помогите нам, пожалуйста, позвать осень обратно. Лесные жители»»

Воспитатель:

-А что может произойти, если осень не вернется в лес до самой зимы?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Правильно. Звери и птицы погибнут от голода, деревья засохнут и сломаются под тяжестью снега. Что же мы можем сделать?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Поехали в лес, вот только на чем? Лес то далеко.

Ответы детей.

Воспитатель:

-Хорошо, поедем на поезде, а машиниста мы выберем считалочкой.

Жили – были 100 ребят,

Все ходили в детский сад,

Все садились за обед

И съедали 100 котлет,

А потом ложились спать-

Начинай считать опять.

(дети занимают свои места в поезде)

Дети едут под детскую песенку «Паровоз Букашечка». Ворона «Каркуша» показывает путь в лес.

Воспитатель:

-Вот мы и приехали в лес, но как, же мы вернем осень?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Хорошо, давайте ее позовем.

Дети зовут, топают, хлопают.

Воспитатель:

-Осень не отзывается, а это что за странный цветок? Разный каждый лепесток.

Ответы детей.

Воспитатель берет в руки цветочек. Звучит запись: «Найдите у меня цвета осени, там подсказка». Дети выбирают цвета осени «Красный, желтый, оранжевый, коричневый». Далее дети выполняют задания, воспитатель и Каркуша хвалят их за успешное выполненное задание.

I. Красный лепесток.

Загадки.

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся

Что за желтый снегопад?

Это просто (листопад)

Дни стали короче, длиннее стали ночи,

Кто знает, кто скажет, когда это бывает? (осенью)

Слезки капают из тучи – Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник — Хлюпает по лужам… (дождик)

Белка осенью без спешки

Прячет желуди, орешки,

Мышка — зерна собирает,

Норку плотно набивает.

Это склад, а не нора — Зерен выросла гора!

Что же делают зверята? Угадайте-ка, ребята! (Запасы на зиму)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду. (лужи)

II. Желтый.

Про какой месяц рассказ?

Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья начинают менят окраску. В садах и парках еще цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. (Сентябрь)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. (Октябрь)

Поздней осенью становится холдодно. Солнце светит редко и греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду. (Ноябрь)

Ворона Каркуша:

-Молодцы ребятки, все вы знаете, а хотите поиграть?

Скачут весело вороны:

(Прыгаем.)

Кар-кар-кар!

(Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Целый день они кричали,

(Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали:

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар!

(Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают

(Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают:

(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Кар-кар-кар!

(Тихо.)

(Хлопки над головой в ладоши.)

III. Оранжевый.

Придумайте красивые слова про осень.

IV. Коричневый.

Спойте песенку про меня.

Дети исполняют песню «Осень в лесу»

Текст песни:

1)Осень,осень,осень

Снова к нам пришла

Осень,осень,осень

Чудная пора

В золотом наряде

Парки и сады

Осень,осень ждали

С не терпеньем мы.

Припев:Парам-пам-пам

Парам-пам-пам

2)А в лесу чудесно

Просто красота

И тропинка тянется

Прямо вдоль пруда

Наберём калины

Ягоды висят

За пенёчком прячутся

Шляпки у опят.

Припев:Парам -пам-пам

Парам-пам-пам

3)Белка на поляне

Шишечки грызёт

Ёжик босоногий

По лесу идёт

На спине у ёжика

Яблоки,грибы

Ёжик правда любишь?

Осени дары.

Да,да люблю

Да,да люблю

Припев:Парам пам-пам

Парам-пам-пам.

Приходит осень, хвалит детей

-Спасибо, вам, дорогие дети. Теперь жители леса поняли, что я нужное время года. Каркуша, лети по лесу с радостной вестью, что я вернулась.

Каркуша благодарит ребят и улетает в лес.

Воспитатель:

-Нам тоже дорогая осень пора в детский сад.

Осень:

-Спасибо, вам, ребята еще раз, что помогли лесу, я хочу вас угостить сладкими наливными яблочками.

Дети благодарят осень, садятся на поезд и обратно едут в детский сад.

Воспитатель:

-Вот мы и приехали, ребята, а скажите мне, почему же осень так необходима?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Молодцы, вы все правильно поняли. Осень – очень важное время года, она подготавливает все живое на земле к суровой зиме.

Этап Деятельность педагога Деятельность детей

I.Организационный момент Педагог здоровается с детьми Дети здороваются с воспитателем и друг с другом.

II.Моделирование игровой деятельности. Определение проблемы. 1. Вводит детей в воображаемую игровую ситуацию.

2. Формирует проблему «Как вернуть осень?». 1. Вживаются в игровую ситуацию.

2. Осознают и личностно воспринимают проблему.

III.Практическая деятельность по решению проблемы. Зачитывает задания детям. 1. Отгадывают загадки.

2. Соотносят описания осенних периодов с осенними месяцами.

3. Играют с вороной Каркушей.

4. Придумывают красивые слова про осень.

5. Поют песенку «Осень в лесу».

IV.Презентация результата деятельности. От лица Осени оценивается деятельность детей. Угощает детей яблоками. Дети прощаются с Каркушей и Осенью

V.Рефлексия Воспитатель подводит итог путешествия в лес. 1. Возвращаются в детский сад.

2. Отвечают на вопросы.

Источник: maam.ru