Взаимодействие детского сада и семьи как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Мария Волкова
Взаимодействие детского сада и семьи как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Взаимодействие детского сада и семьи как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Актуальность

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей (законных представителей, далее по тексту – родителей) в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.

Организация взаимодействия с семьей – работа, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Работая с родителями, мы помогаем им:

· увидеть отличие мира детей от мира взрослых;

· преодолеть авторитарное отношение к ребёнку;

· относиться к нему, как равному себе;

· понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;

· открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания;

· проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке;

· понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Прежде формы работы с родителями в нашей группе были достаточно традиционными:

· родительские собрания 3 раза в год;

· анкетирование по определенным вопросам;

· индивидуальные и групповые беседы;

· советы и рекомендации для родителей в информационном родительском уголке;

· творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники, концерты);

· консультации для родителей;

· дни открытых дверей.

Я поняла, что работа, которую мы ведём с родителями, недостаточно интересна и малоэффективна. Хотя я глубоко уверена, что от взаимопонимания педагогов и родителей, активного взаимодействия и участия родителей в жизни детского сада выигрывают все, а самое главное — дети! Ведь очень важно создать необходимые условия для развития ребенка, как в детском саду, так и в каждой семье.

Мой многолетний опыт показывает, что родители, фактически выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому педагогу необходимо показать актуальность и необходимость активного взаимодействия семьи и детского сада в развитии ребенка.

Вследствие этого я решила изучить глубже проблему взаимодействия детского сада с семьёй, так как я считаю, что в современном обществе значительно занижена самооценка и самобытность семьи как социально значимой единицы, нередко наблюдается педагогическое бескультурье и непонимание родителями потребностей (в любви, общении, познании, самореализации) и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Концептуальность

В психолого-педагогической науке уже давно доказана эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми. Понимая, что воспитание – это не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка всю работу в ДОУ строим так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного процесса.

Качество образования дошкольника, по моему мнению, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Современные государственные стандарты выдвигают на первый план требования создания условий для развития детей дошкольного возраста.

Педагогу важно создать необходимые условия педагогической интеграции детского сада и семьи:

выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ;

согласование требований с педагогическими установками родителей;

выработка общего подхода к решению проблем развития;

обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения опыта семейного воспитания и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Источник: maam.ru