Внеклассное мероприятие в начальной школе «День славянской письменности и культуры»

Наталья Киселева
Внеклассное мероприятие в начальной школе «День славянской письменности и культуры»

Внеклассное мероприятие в начальной школе

«День славянской письменности

и культуры»

Цель: познакомить учащихся со славянской культурой в свете изучения русского языка;

способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие:

— создать условия для самореализации личности каждого ребёнка через усвоение знаний: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;

— развивать личностные качества: толерантность, целеустремлённость; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы;

— воспитывать культуру демократических отношений и чувство любви и уважения к культуре русского народа

— создавать условия для накопления и обогащения опыта нравственного поведения учащихся путём вовлечения их в практическую деятельность;

— вызвать живой и непосредственный интерес к истории своей малой родины;

Задачи

Образовательные:

познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и её основателями;

показать путь развития книгопечатания.

Развивающие:

развивать интерес к изучению русского языка и литературы, отечественной истории и культуры

развивать творческое воображение, внимание, память, творческие способности учащихся.

Воспитательные:

способствовать воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, приверженности высоким духовным идеалам;

воспитывать уважение и любовь к культуре и духовным ценностям русского народа;

воспитание культуры поведения на общественных мероприятиях.

Планируемые результаты:

• личностные:

— выражать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;

— определять общие для всех правила поведения;

• регулятивные:

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности;

• познавательные:

— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

— осуществлять анализ излагаемого материала;

• коммуникативные:

— уважать мнение других собеседников;

— формулировать с достаточной полнотой собственное мнение, рассуждать, доказывать свою позицию;

— слушать и понимать речь других;

Техническое оформление: мультимедийная презентация “День славянской письменности и культуры”.

Ход праздника

На экран проецируется 1-й слайд.

I.Эмоциональный настрой.

II. Вступительное слово учителя (читает эпиграф):

Без букв нация наша исчезла бы с лица Земли.

Без букв не было бы у нас ни одного

великого имени, ни одной великой даты,

ни одной мысли, пронёсшейся в веках.

Стефан Продев

Мы живем в стране, которая называется Россия. (Россияне, русские, русичи). Каждый человек должен знать и помнить, откуда он родом, кто его предки. Род, родился, Родина, родословная—все эти слова родственные (родственники, однокоренные.

Сегодня мы еще раз обратимся к своим истокам, воздадим дань прошлому. А помогут нам в этом странички, посвященные празднику славянской письменности и культуры.

Ученик 1

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, —

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Звучит русская народная песня “Во поле берёза стояла”. (группа уч-ся исполняет танец)

III. Организационная часть.

1-й ведущий. Начинаем занятие, посвященное Празднику славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита великих просветителей Кирилла и Мефодия (Слайд 2). А какой же праздник без игр и развлечений?

1 ученик: Итак, открываем нашу первую страницу.

Не замечая и не задумываясь, мы произносим слова, которым более сотен лет. Эти слова пришли из общеславянского в древнерусский, а потом в наш современный русский язык. Это знакомые всем нам слова: мать, отец, сын, брат, весна, зима и т. д.

Всем известна поговорка: «Слово не воробей, вылетит—не поймаешь».

А можно ли поймать слово и передать другим? Как вы думаете?

Сейчас мы поиграем в старинную русскую игру «Баранья голова».

Играющие становятся друг за другом, каждый последующий игрок должен повторить слова, названные предыдущими участниками, а затем добавить свое, например:

1-й—дом,

2-й—дом, улица,

3-й—дом, улица, хлеб и т. д.

Тот, кто забывает предыдущие слова или затрудняется быстро назвать свое, выходит из игры с прозвищем «баранья голова».

Учитель: Но передать слово другому, конечно же, можно иначе, если его записать. Для этого нужно было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.

Когда люди открыли рисуночное письмо, они уже прошли большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь далеко не всё можно выразить с помощью рисунков.

Около пяти тыс. лет назад в Египте были созданы первые письменные знаки—иероглифы. Слово иероглиф означает «священные знаки». Каждый иероглиф означает слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.

— А сейчас отгадайте загадки: (слова-отгадки вывешиваются на доску в виде кроссворда)

1. Он зелёный, круглый, гладкий,

А внутри он — красный, сладкий. (Арбуз)

2. Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдёт –

Сделает наоборот. (Зонт)

3. Я скачу туда – сюда

По деревьям ловко.

Не пустует никогда

У меня кладовка. (Белка)

4. То назад, то вперёд,

Ходит, бродит пароход,

Остановишь – горе,

Продырявит море. (Утюг)

5. Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Но с водой не знается. (Кошка)

6. На окошке пруд,

В нём рыбёшки живут.

У стеклянных берегов

Не бывает рыбаков. (Аквариум)

А Р Б У З

З О Н Т

Б Е Л К А

У Т Ю Г

К О Ш К А

А К В А Р И У М

— Назовите первые звуки каждого слова – отгадки. Если вы правильно отгадали загадки, то из первых букв можно получить слово. Какое слово получилось? (АЗБУКА). Что такое АЗБУКА? (АЛФАВИТ? Слова АЗБУКА АЛФАВИТ имеют одинаковое значение. Это все буквы, расположенные в определённом порядке (у каждой буквы своё место). Слово «азбука» — русское, а слово – «алфавит» — греческое.

1-й ведущий. Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первый славянский алфавит.

2-й ведущий. Поэтому и поныне славим мы буквы. 24 мая в нашей стране отмечают большой праздник – День Славянской письменности и культуры.

VI. Основная часть.

1) Создатели славянского алфавита.

1-й ведущий. До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.

Но есть основание полагать, что до Кирилла и Мефодия славяне уже имели некий прообраз письменности.

Более 1114 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.

Ученик 1. Кто же были Кирилл и Мефодий? (Слайд 3). По древнейшим жизнеописаниям известно, что отец их, по имени Лев, был греческим чиновником, а мать Мария была родом славянка. Братья с детских лет слышали греческую и славянскую речь. Жили они в греческом городе Солуни.

Ученик 2. Старший, Мефодий, 10 лет прослужил в должности военачальника. Успехи младшего Константина в науках были поразительны: он в совершенстве знал несколько языков, преуспел в изучении риторики, астрономии, геометрии и других науках. Когда он стал монахом, то принял имя Кирилл.

2-й ведущий. За большие заслуги, за создание славянской Азбуки Кирилла и Мефодия причислили к святым. Их изображали даже в храмах, на иконах. Святой Кирилл на иконах обычно держал славянскую азбуку.

2) Славянская письменность и первые книги.

1-й ведущий. Вместе с христианством на Руси появились первые книги — Библия и Евангелие (Слайд 4). Так как эти книги были написаны на греческом языке, нужны были люди, которые помогли бы перевести их – это были два монаха Кирилл и Мефодий. Они создали славянскую азбуку на основе греческой. Первой азбукой была глаголица (Слайд 5) – от слова “глаголь” (речь). А мы с вами пользуемся другим вариантом славянской азбуки. Его называют кириллицей – в честь Кирилла. С тех пор на Руси начинается быстрое распространение славянской письменности. В России этим двум знаменитым людям поставили памятники в Москве, Владивостоке, Дмитрове (Слайд 6) и других городах. Памятники стоят и в других странах. (Слайд 7)

Ученики 1 класса составляют слова “Русь” и “Азбука” из букв.

Вед.

— Ребята, а как мы с вами познакомились с алфавитом? (Постепенно, от одной буквы до другой проделали длинный путь, чтобы изучить все буквы алфавита).

— А для чего мы всё это делали? (Чтобы научиться читать и писать). Слайды 8-9

Стихи (читают уч-ся 1 класса)

1. Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали.

А теперь читаем сами

Подружились буквы с нами.

2. Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Надо научиться.

3. Надо буквы нам писать

Аккуратно в строчку,

Надо их запоминать

Без ошибок — точно.

4. Книжки могут рассказать

Обо всём на свете.

Очень любят их читать

Взрослые и дети.

5. Как хорошо уметь читать,

Не надо к маме приставать,

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай, ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и прочитать!

Вед.

— Ребята, а что за книга научила вас всех читать? (Букварь)

— А где же ваш друг, букварь, который научил вас читать? Давайте все вместе позовём его.

— Букварь, мы тебя ждём! (хором)

Букварь: (входит уч-к 4 класса)

Здравствуйте, ребята. Вы меня звали?

Учились все по мне и встарь,

Я книга школьная – букварь.

Тому, кто хочет много знать,

Кто хочет книги прочитать

Про горы и долины,

Про водные глубины,

Про реки, звёзды и моря,

Не обойтись без букваря!

Уч-ся 1 класса исполняют песню «Буквы разные писать…»

Букварь:

Буквы все вы изучали,

А всего их 33.

Много нового узнали,

Например, что Е в начале

Это звуки Й и Э.

Сколько информации с вами получили?

Как же в голове всё вы уместили?

— Так чему же вы научились?

Ученик:

Мы знаем буквы, знаем слоги,

Умеем говорить, писать,

И постепенно, понемногу

Мы научились все читать.

Букварь:

— Я приготовил для вас задания. Первое задание: составить из букв слова.

Л Б У Н И К А (клубника)

Ж И Н Ы Н О Ц (ножницы)

Е Л С И Е Д В О П (велосипед)

Следующее задание: соединить рассыпавшиеся слоги.

МЕД КА

БАР ТЕЛ

ДЯ ВЕДЬ

БЕЛ СА

ЛИ ЯЦ

ЗА СУК

МОЛОДЦЫ!

3) История книги с древних времён до наших дней.

1-й ведущий. Ребята, у каждого из вас в портфеле, дома есть книги. 5 веков назад такое количество книг было только у самых богатых людей. Сейчас мы пишем на бумаге, и книги у нас печатаются на бумаге. А как же все это происходило в древности?

Ученик (3 кл)

Этот нож не без причины

Называли «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Ведущий 1. До того, как появилась бумага, славяне писали на бересте (Слайд 10) – берёзовой коре, вернее, выцарапывали специальной палочкой, она называлась писалом. После чтения такие послания часто выбрасывали. Там, где не росли берёзы, использовали пергамент (Слайд 11). Его делали из телячьей кожи. Стоил он дорого. Ненужные записи на нём соскабливали и вновь писали на очищенном листе.

Ведущий 2. В старинных книгах весь текст писался черными чернилами, а первую букву текста изображали красной краской – киноварью. Эта буква делалась в 2 – 3 раза больше остальных букв, ее старались нарисовать красивой, украшали изображениями цветов, животных. Такая буква называлась буквица (Слайд 12, а по ее окраске и важности и сама строка называлась красной строкой.

1-й ведущий. Мастера надевали на книгу переплёт (Слайд 13). Делали его из досок и обтягивали кожей или тканью, украшали золотом и драгоценными камнями. Такую книгу делали несколько лет. И книги могли иметь только богатые люди.

2-й ведущий. Одним из лучших переписчиков книг в Москве был Иван Фёдоров. Он – первый человек на Руси, кто стал печатать книги (Слайд 14).

1-й ведущий. “Печатный двор” Ивана Фёдорова (Слайд 15) имел свой издательский знак. Ивану Фёдорову поставлены памятники в Москве, Львове и других городах.

2-й ведущий. Единая азбука объединила Русь, сделала её сильной культурной державой.

4) Закрепление знаний учащихся по истории возникновения славянской письменности.

1-й ведущий. А сейчас мы проверим насколько вы были внимательны.

Выходят ученики 4-го класса и проводят викторину (Приложение).

Какие вы молодцы!

А задание труднее вам под силу? Вам нужно угадать, какую букву мы сейчас изобразим с помощью своих рук и ног (проводится игра “Угадай букву”).

2 – ведущий.

Игра «Наборщик».

Из букв одного слова составьте как можно больше слов.

«Здоровье» — зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред.

Игра «Один звук, марш!»

Из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть — гость.

Хлев уточка столб щель

укол зубр коса мрак

полк удочка волк смех

олень клещ мель снаряд

град скот власть краска

стол тепло беда экран

— Добавьте к каждому слову один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: рот — крот.

роза рубка шар

клад лапа дар

уксус стол усы

— Замени в словах один согласный звук. Вот так: корж — морж.

ногти галка полено

киска песок

ножка клин

рамочка лапка

VI. Итоговая часть.

Ведущий: Вот и подходит к концу наш праздник, посвященный славянской письменности. В нашей стране проводится праздник славянской письменности и культуры с 1987 года. Мы будем продолжать эту традицию (Слайд 16).

Ученик.

Да здравствует старославянский!

Живут и сейчас в языке

Святые слова, золотые,

Хоть каждое взвесь на руке.

Ученик.

Они веселы и суровы,

До наших времён донесли

Значительность каждого слова

В начале российской земли.

Вместе: Да здравствует старославянский!

И завершает наш праздник выступление уч-ся 2 класса.

Звучит песня “С чего начинается родина” (В. Баснер, М. Матусовский).

Приложение.

Вопросы викторины

1. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий.)

3. Как сегодня называется город, в котором родились и провели детство Святые Кирилл и Мефодий? (Cолуни.)

4. Чем занимался Святой Мефодий до того, как ушёл в монахи на гору Олимп? (Служил в военном звании.)

5. Как звали Святого Кирилла в миру до пострига в монахи? (Константин.)

6. Что держит в руке изображаемый на православных иконах Святой равноапостольный Кирилл? (Славянскую азбуку.)

7. Как называется первая славянская азбука? (Глаголица.)

8. Как называется азбука, которой мы сейчас пользуемся? (Кириллица.)

9. От чего произошло слово «азбука»? (Названия двух первых букв – аз и буки.)

10. Какие первые книги появились на Руси? (Библия и Евангелие.)

11. Кто на Руси стал первым печатать книги? (Иван Фёдоров, книга «Апостол».)

12. В чьё царствование были проведены первые изменения в азбуке? (При Петре I.)

13. Сколько букв было в азбуке до Петра I? (43.)

14. В каком году был утверждён вариант русского алфавита, которым мы пользуемся в настоящее время? (В 1918 году.)

15. Сколько сейчас букв в азбуке, в алфавите? (33.)

Список литературы

1. Власов В. Г. Кирилл и Мефодий. Б. м., 1992.

2. Волина В. В. Праздник букваря: книга для учителей и родителей. М., 1996.

3. Горшков А. И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка: книга для внеклассного чтения. М., 1993. 4. Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М. ,1988.

5. Панов М. В. Занимательная орфография. М., 2010.

Источник: maam.ru