Развитие словообразования у дошкольников через дидактические игры

Светлана Георгиевна Максимова
Развитие словообразования у дошкольников через дидактические игры

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

К. Д. Ушинский подчеркивал, чтобы усвоить грамматически правильную речь, в дошкольном возрасте у ребенка необходимо с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. В дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей грамотности человека.

Дети допускают ошибки в трудных формах словообразования. Нарушения словообразования у детей проявляются в трудности в подборе родственных слов; в неумении образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок, в невозможности выполнения заданий на словообразование.

Чтобы предупреждать ошибки, взрослому целесообразно использовать речевой образец.

Эффективной формой формирования навыков правильной речи является игра.

Самый простой вид словообразования – это образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов.

С детьми можно играть в такие дидактические игры, как :

«Назови ласково»

Цель: содействовать называнию уменьшительно-ласкательной формы слова.

Кот-котенок, стол-столик…

«Куда что кладут»

Цель: учить детей правильно образовывать имена существительные с помощью суффикса —ниц— со значением вместилища (посуды).

Хлеб кладут в ХЛЕБНИЦУ

Сахар — в САХАРНИЦУ

Варенье — в ВАЗОЧКУ ДЛЯ ВАРЕНЬЯ

Конфеты — в ВАЗОЧКУ ДЛЯ КОНФЕТ (конфетницу)

Сухари — в СУХАРНИЦУ

Рыбу — в БЛЮДО ДЛЯ РЫБЫ

Салат — в САЛАТНИК

Слова могут образовываться сложением основ, с помощью соединительных гласных или без них: ледокол — лёд и колоть, пешеход — пешком и ходить

Предложить назвать сложные слова:

Машина, которая варит кофе — кофеварка

собирает пыль — пылесос

мясо рубит — мясорубка

выжимает сок — соковыжималка

«Назови профессии»

Предложить назвать профессии (словообразование существительных мужского рода) с суффиксом –щик-.

Барабанщик, стекольщик, кладовщик, танцовщик, дрессировщик, часовщик, сварщик, носильщик.

«Вкусное варенье»

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные.

Например, варенье (какое) — персиковое, абрикосовое и т. д.

«Подбери родственные (однокоренные) слова»

Снег, снежок, снежный, заснеженный, подснежник, снегурочка, снеговичок, снежинка …

Мороз, морозец, заморозок, морозный, морозить, морозильник, подморозило, морозные, отморозили, морозил, морозище…

Таким образом, для нормализации словообразовательных навыков детей необходима систематическая целенаправленная работа с детьми.

Дидактические игры способствуют повышению уровня сформированности словообразовательных навыков, усвоению речевых норм и правил, совершенствованию связной речи, активизации и пополнению словаря детей.

Источник: maam.ru