Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка

Инна Кныр
Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка

Статья «Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка»

Развитие речи у детей

Автор: Кныр Инна Геннадьевна

Наиболее важным средством связи ребенка с окружающим миром является речевое общение. Речь ребенка-не врожденная способность, она формируется под влиянием речи взрослых и во многом зависит от нормального речевого окружения и достаточной речевой практики. Необходимым условием для развития речи ребенка является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, то он, имея сохранный слух, остается немым, так как у него нет образца для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые.

Одна из задач детского сада заключается в том, чтобы дети овладели связной, правильной речью. Поэтому важно, чтобы образцом для подражания служил грамотный литературный язык. В первую очередь пример должен подавать воспитатель. Это важно, потому что ребенок проводит большую часть дня с воспитателем, имеет с ним постоянное общение, а он, в свою очередь, пользуется у ребенка авторитетом.

Еще большее влияние на развивающуюся речь ребенка имеют родители. Часто члены семьи повторяют за языком ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это поначалу может показаться забавным и милым. Но тем самым родители не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет. Известный советский педагог К. Д. Ушинский в свое время протестовал против слащавости речи взрослых с маленькими детьми, против превращения их речи в забаву для взрослых. В результате неправильного отношения родителей к ребенку у него прочно закрепляются на долгое время несовершенства речи. Даже среди воспитателей детских садов иногда встречается подобная слабость к детскому лепету. Такое отношение недопустимо, тем более, что сами дети не любят, когда взрослые разговаривают с ними, подражая их произношению.

Что же делать родителям, чтобы стимулировать правильную, грамотную речь у ребенка? Исследования показали, что чтение книжек с картинками облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если родители задают детям открытые вопросы по тексту, просят их придумать развитие какой-либо истории, и правильным образом реагируют на ответы ребенка. Всем работникам детского сада и родителям, также следует внимательно следить за своей речью, избавляться от слов-паразитов, которые дети впитывают, как губки.

Наглядное детское стихотворение Э. Мошковской про те самые слова-паразиты:

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Как излечиться от словарных паразитов?

Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Поэтому, если решите очистить свой язык от этих странных никому не нужных слов, вот несколько способов от них избавиться:

Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе их употреблять. Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!

Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи.

Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что разговаривать с ребенком следует неторопливо, отчетливо (иногда даже утрированно) произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой. Стихи, потешки читать надо выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, четко имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении малыш будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит родитель, у него не будет желания слушать и подражать взрослому.

Использованная литература:

Статья «Роль общения взрослого и ребенка для развития речи ребенка» Виноградова Н. И.

Статья «Развитие речи у детей» Ясинская Л. И.

Создание в детском саду благоприятных условий для развития речи детей. О. И. Соловьева. «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду» Издательство «Просвещение», М., 1966 г.

Статья «Речевой этикет воспитателя ДОУ» Салимгараева Г. Р.

Источник: maam.ru