Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку»

Инна Михайловна Козлова
Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку»

Начать публикацию мне хочется со слов знаменитой песни Георгия Струве на слова И. Исаковой «Я хочу увидеть музыку»

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое это музыка?

Расскажите мне скорей!

Птичьи трели — это музыка,

И капели — это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.

Видишь, лист кленовый кружится,

Тихо кружится под музыку,

— Видишь, тучка в небе хмурится —

Будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучи, и у дождика,

И у маленького зёрнышка —

Тоже музыка своя.

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку…

Во многих школах на уроках, во многих детских садах на интегрированных занятиях есть такой блок «Рисуем музыку».

Дети рисуют музыку, которую прослушивают. Изначально такой метод назывался «музыкальная графика» и начал развиваться с начала 20-го века. Помимо школ и ДОУ,его также практикуют в развивающих центрах,домах творчества.

Уже во время первого своего творческого эксперимента дети обнаруживают, что между музыкой и изобразительным искусством есть очень много общего. И это действительно так, ведь эти два направления объединяет красота и совершенство.

Рисование под музыку является творческим процессом передачи впечатлений от музыки на бумагу. Перед тем, как начнется занятие, никто не может предугадать, какие же дети покажут результаты. Трудно определить, кто из детей сможет понять и прочувствовать музыку и как-то запечатлеть ее изобразительным методом. Все зависит от душевного состояния ребёнка в данный момент времени. Кого-то музыка для рисования может очень сильно вдохновить, а кого-то нет. Но равнодушным на таких занятиях никто не остается. Даже самые маленькие ученики, которым еще только 3-4 года, прекрасно рисуют музыку, им это очень нравится.

Этот метод используется в педагогике с целью научить детей цветоэмоционально реагировать на музыку. Ребенок сможет накапливать опыт восприятия произведений великих и разнообразных композиторов разных стилей и эпох.

Такой вид рисования расширяет способность эмоционально переживать музыкальное творение. Сначала дети могут и не обращать внимания на особенности мелодии, специфику игры разных инструментов, но вскоре для них станет понятнее многое из мира музыки. Они смогут отличать одни произведения от других, будут слышать музыку, а не просто прослушивать.

Перенося мелодию на бумагу, дети учатся рисовать, думать, развивают фантазию и воображение. Они приобщаются к высокой художественной культуре, личность ребенка развивается эстетически.

Ход рисования музыки:

1) Дети удобно садятся и закрыв глаза, прослушивают музыкальное произведение

(желательно целиком)

2) Когда закончилась музыка, дети открыв глаза, молча берут карандаши, краски или фломастеры и начинают рисовать на бумаге.

(здесь очень важно не заводить разговор, кто что предаствил под данную музыку, чтоб не сбить индивидуальную фантазию каждого ребенка, ведь мы знаем, что дети любят повторять друг за другом)

3) После того, как рисунок у каждого будет готов – можно начинать разговор о музыке.

4) Спрашиваем у каждого ребенка, что конкретно он представил при исполнении данного музыкального произведения и что нарисовал на бумаге.

5) После того, как КАЖДЫЙ ребенок высказался т показал свой рисунок, начинаем говорить о данном музыкальном произведении. Задаём вопросы:

— Какие чувства у ребенка вызвала музыка?

(радость, страх, гнев, печаль и т. д.)

— О чём рассказывает эта музыка?

(музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях)

-Какой у нее характер, как она звучит?

(музыка праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, весёлая)

Знакомим детей с языком музыки.

(мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).

6) Подводим итоги, кто угадал название произведения или кто был близок к этому. Пообщряем угадавших детей за «попадание» в цель. Других детей обязательно хвалим за

«иные» фантазии в рисунке. Отмечаем в таких рисунках красоту, оригинальность и т. д.

В дошкольном возрасте при «рисовании музыки» необходимо учитывать возрастные особенности детей:

— В младших группах детского сада дети пока не способны «отразить на бумаге свои чувства», поэтому это занятие пока для них рановато.

— У 4-5 летних дошкольников появляется заинтересованность в содержании произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка. Есть желание рассказать о впечатлениях после прослушанной пьесы или песни, наблюдается проявление музыкальной памяти. Поэтому с ними уже можно «рисовать» несложные, яркие программные музыкальные произведения.

— Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Дети старшей и подготовительной группы отмечают отдельные, наиболее выразительные музыкальные средства и находят самостоятельные определения. расширяется их словарный запас.

Прослушав то или иное произведение, предложите детям перенести свои чувства от прослушанного на бумагу, а затем определите у каждого из них преобладающий цвет рисунка.

Красный цвет несет страстный, энергичный, воинственный, активный характер. Такому определению вполне может соответствовать сюита Г. В Свиридова «Время вперед» из одноименного кинофильма.

Оранжевый цвет представляется нам теплым, радостным, позитивным. Воспринимая данный цвет можно прослушать пьесу А. Дворжака «Юмореска».

Желтый цвет – солнечный, светлый, подвижный, смешной, игривый. Данной характеристике цвета вполне может соответствовать пьеса из сюиты «Пер Гюнт»Э. Грига  «Утро».

Зеленый цвет успокаивает, расслабляет, созерцает. В данном случае предлагаем прослушать  пьесу «Вальс» из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица».

Голубой цвет – это цвет доверия, благополучия, умиротворения, гармонии. Предлагаем прослушать  пьесу композитора К. Сен-Санса «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных».

Синий  цвет–это цвет упорства, настойчивости, требовательности. Характеру данного цвета можно отнести пьесу Г. В. Свиридова «Вальс», написанную композитором к повести А. С. Пушкина «Метель».

Фиолетовый цвет – несет нам чувственность, трепетность, мечтательность. Такие же чувства передает пьеса Ф. Шуберта «Ave, Maria».

 

Примерный список музыкальных произведений

для «рисования»

Средняя группа ДОУ

Бабочка — Э Григ

Болезнь куклы — П Чайковский

Вальс снежных хлопьев — П Чайковский

Колыбельная — А Гречанинов

Котик выздоровел — А Гречанинов

Котик заболел — А Гречанинов

Мама — П Чайковский

Материнские ласки — А Гречанинов

Музыкальный ящик — Г Свиридов

Новая кукла — П Чайковский

Осенняя песенка — Д Васильев-Буглай

Смелый наездник — Р Шуман

 

Старшая группа ДОУ:

Детский альбом – П. И. Чайковский

Весёлый марш — Д Шостакович

Вечер — С Прокофьев

Дед Мороз – Р. Шуман

Детская полька — М Глинка

Жаворонок — М Глинка

Времена года — П Чайковский

Колыбельная — А Лядов

Колыбельная — Г Свиридов

Марш — Д Шостакович

Мотылёк — С Майкапар

Парень с гармошкой — Г Свиридов

Первая потеря — Р Шуман

Пляска птиц — Н Римский-Корсаков

Полька — Д Львов-Компанеец

Раскаяние — С Прокофьев

Тревожная минута — С Майкапар

Утро — С Прокофьев

Подготовительная группа ДОУ

Вивальди — Весна

Вивальди — Зима

Вивальди — Лето

Вивальди — Осень

Глинка — Детская полька

Григ — В пещере горного короля

Григ – Песня Сольвейг (мелодия)

Даргомыжский — Табакерочный вальс

Кабалевский — Кавалерийская

Моцарт — Колыбельная

Мусоргский — Картинки с выставки

Р-Корсаков – Белка

Р-Корсаков — Океан -море синее

Р-Корсаков – Полет шмеля

Свиридов — Весна и Осень

Свиридов — Грустная песня

Свиридов — Старинный танец

Свиридов — Тройка

Хачатурян А — Танец с саблями

Шостакович — Вальс шутка

Шостакович — Танец кукол

Шостакович — Шарманка

Шуман — Веселый крестьянин

«Карнавала животных» К. Сен-Санса.

«Кукушка» Л. К. Дакен

«Былина о птицах» А. Лядов

«Шествие кузнечиков» С. Прокофьев

«Печальные птицы» М. Равель.

Источник: maam.ru