«Валеология для родителей»

Татьяна Нестеркина
«Валеология для родителей»

«Валеология для родителей»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и развития. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.

Но главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью.

Для выявления начальных валеологических знаний у детей мы использовали следующие методы: наблюдения в различный видах деятельности (режимных моментах, особое внимание акцентировалось на степень сформированности культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания); беседы («Мое здоровье», «Мой организм»); игры валеологического характера («Полезное — вредное», «Самый дорогой на свете»). Полученные результаты определи, что у многих детей сформированы культурно-гигиенические навыки, но не у всех этот навык осознан. На вопрос «Почему необходимо мыть руки перед едой?» многие отвечали – «мама сказала», «не знаю». И лишь немногие говорили, чтобы не болеть. Так же не все дети среднего дошкольного возраста знают точное название частей своего тела. Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на НОД, в быту и в игре.

Настоящее экологическое состояние ставит под угрозу национальное здоровье, снижает трудоспособность современного человека, его мобильность, выносливость. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается многими нормативно-правовыми документами (Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другие).

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Дошкольное учреждение выполняет важную функцию, являясь первой ступенью в развитии и воспитании ребенка.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои образовательно-развивающие задачи, определять свою стратегию сохранения здоровья, выбирать инновационные технологии. Все это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью. Но, при решении задач валеологического образования в детском саду, необходимо правильно выбрать методы активного воздействия, приносящие положительные результаты. Вопрос валеологического образования изучен широко, но необходимо продолжать методический поиск в данном направлении, совершенствуя традиционное обучение.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования привычки здорового образа жизни и недостаточными возможностями традиционного обучения.

Исходя из этого НОД оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных НОД должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (регламентированной и нерегламентированной деятельности ребёнка, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада).

Ярким примером таких мероприятий служат программы по данной проблеме В. Г. Алямовской «Забочусь о своем здоровье», Г. Зайцевой «Расти здоровым» и др. Исследователи строят свою деятельность по формированию основ здорового образа жизни у детей на преемственной связи детского сада и семьи. Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. Большая роль в работе отводится созданию информационной “Среды здоровья” (схемы, рисунки, стенды, которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка.

В результате исследования проблемы формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников мною были уточнены цели, задачи и содержание валеологической работы и внедрен в практику цикл НОД познавательного характера «Здоровый малыш». Работа включала в себя 2 направления: работа с детьми «Валеология для детей», работа с родителями «Валеология для родителей».

По направлению: сотрудничество с родителями «Валеология для родителей» организован семейный клуб «Здоровячок», который ставит своей целью валеологическое просвещение родителей, повышение их педагогических знаний, пропаганда здорового образа жизни и повышение ответственности за собственное здоровье и здоровье своих детей. Поэтому в нашей группе неоднократно оформлялись выставки «Я и мое здоровье», «Здоровье детей в наших руках», «Как мы отдыхаем?», «Лето — прекрасная пора» и другие.

«Начиная с октября в нашем детском саду, ежемесячно проводятся обучающие мероприятия на тему «Здоровье наших детей в наших руках», слушатели которых — родители воспитанников. Основная цель мероприятия — усиление совместной деятельности детского сада, семьи и общества по формированию здорового образа жизни у детей, против социально-негативных явлений в семье. Ранее мы проводили анкетирование, результаты которого показали, что мамы и папы мало внимания уделяют вопросам сохранения здоровья детей, многие из них ведут асоциальный образ жизни и не работают. Что приводит к педагогической запущенности в данных семьях. Мы должны создать единое поле, наивысшей ценностью которого является воспитание здорового и достойного человека».

Это не просто информационный блок, но еще и активный метод познания реакции родителей на данное сообщение, их заинтересованности или пассивности, на сколько родители участвуют в жизни детского сада, а следовательно внимательны к жизни своих детей. В текст изначально была помещена ошибка и просьба оставить свое мнение (анонимно, но обязательно) в тетради отзывов и предложений. Интересным оказалось то, что лишь 30 % родителей воспитанников прочитали предложенный текст и оставили свои отзывы. После результаты были оглашены. Таким методом мы добились внимания со стороны родителей и сотрудничества по данной проблеме.

А так же были организованы совместные викторины и спортивные праздники: «Что можно, что нельзя», «Вместе весело играть», «В гости к принцу Кислороду» и другие. В рамках тесного сотрудничества с родителями в детском саду проходили различные творческие конкурсы: дети вместе с родителями активно выполняли различные творческие задания – рисовали и делали поделки на разные темы, относящиеся к здоровью, составляли фотоальбомы («Здоровая семья», «Как я расту», делали книжки-малышки («Витаминная семейка», «Мы любим спорт»).

Таким образом, наблюдается положительная динамика во взаимодействии педагогов и родителей в вопросах приобщения детей к ЗОЖ.

Список использованных источников:

1. Августова Л. И., Ананьев В. А., Водопьянова Н. Е. и др. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. : СПбГУ, 2000. — 504 с.

2. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья. — СПб. : БПА, 1998. — 148 с.

3. Ананьев В. А., Давиденко Д. Н., Петленко В. П. и др. Этюды валеологии / Под общ. ред. проф. Д. Н. Давиденко. — СПб. : БПА, 2001. — 211 с.

4. Брехман И. И. Введение в валеологию — науку о здоровье. — Л. : Наука, 1987. — 113 с.

5. Валеология человека. Здоровье — Любовь — Красота. (Валеологический семинар академика В. П. Петленко). В 5 томах. — СПб. : Петроградский и Ко; Минск: Оракул, 1996 — 1997.

6. Вармашов Ю. Л., Соломин В. П., Ласковый В. С. и др. Валеология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. В. П. Соломина. — СПб. : Образование, 1995. — 202 с.

7. Войтенко В. П. Здоровье здоровых. — Киев: Здоровье, 1991. — 248 с.

8. Голицына И. И., Карасева Т. В. Основы валеологии (учеб. -метод. пос.). Изд. 2-е, испр. и доп. — Шуя: ШГПУ, 1997. — 136 с.

9. Казначеев В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. — М. — Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — 245 с.

10. Казначеев В. П. Основы общей валеологии: Учеб. пос. — М. : Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 48 с.

11. Колесникова М. Г. Практикум по валеологии: Учеб. -метод. пос. — СПб. : СПбГУПМ, 2000. — 87 с.

12. Татарникова Л. Г., Андреева Л. В. Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Науч. -метод. изд. — СПб. : СПбГУПМ, 2000. — 108 с.

Источник: maam.ru