Тренинг «Свободный разговор» по методике Н. Е. Щурковой Тема «Путь к дружбе»

Надежда Книгина
Тренинг «Свободный разговор» по методике Н. Е. Щурковой Тема «Путь к дружбе»

Тренинг «Свободный разговор» по методике Н. Е. Щурковой

Тема «Путь к дружбе»

Цель: познакомить детей с правилами, которые способствуют созданию дружеских отношений.

Задачи: коррекция и развитие процесса общения и взаимоотношений детей, развитие понимания личностных особенностей каждого человека, осознание восприятия себя окружающими людьми, получение навыка выстраивания дружеских отношений, формирование навыков эффективной групповой работы.

Оборудование:

1. Проектор

2. Индивидуальные карточки, воздушные шары, макеты ромашки, клей

3. Музыкальное сопровождение

4. Видео

Ход занятия:

Эмоциональный настрой. Видео «Дружба=Я+ТЫ»

-Здравствуйте, ребята, здравствуйте дорогие гости! Мне очень приятно видеть вас на нашем занятии. А начнём мы с того, что поздороваемся друг с другом очень необычным способом. (Все встают в два круга, внешний и внутренний, по принципу «малина — калина».)

— Здравствуй, друг. — одновременно жмут друг другу руки

— Как ты тут? — хлопают по плечу

— Где ты был? — берутся за ухо

— Я скучал! — показывает на себя, перекрестив руки на груди

— Ты пришёл? — раскрывают руки в стороны

— Хорошо! — обняться, погладить друг друга по спине

(Упражнение можно повторить два раза с разными партнёрами, для этого внешний круг делает один шаг вправо).

— Я вижу, что многим из вас это приветствие понравилось. На ваших лицах появилась улыбка, меня это очень радует, ведь не зря поётся в детской песенке, что дружба начинается с улыбки.

Слайд №1 (смайлики улыбки) И сегодня мы поговорим о ДРУЖБЕ, об отношениях, которые должны быть между друзьями, попробуем определить правила или законы дружбы.

— Поднимите, пожалуйста, руку те, у кого есть настоящие друзья?

-А что вы понимаете под словом ДРУЖБА? (дети высказывают своё мнение)

Слайд №2 (выписка из словаря) В. И. Даль в своём «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба-это взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении…»

— Как вы думаете, что такое бескорыстная дружба? (ответы ребят)

Действительно, дружить надо не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Надо уметь помогать друг другу, проявлять внимание, чуткость.

Разрешение проблемных ситуаций

— Сейчас я предлагаю вам попробовать проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций, которые возникли между друзьями. Для этого мы создадим три группы, капитаны подойдут и выберут задание для своей группы.

1 ситуация: Витя и Ваня — друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, Ваня — не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно дает ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая дружба.

Как бы вы поступили на месте Вити?

2 ситуация: Дети бегали во дворе. Вова упал и разбил колено, потекла кровь. Он заплакал. Его друг Андрей подошел к нему, засмеялся и сказал: “Ну, что ты плачешь, как девчонка? Заживет твое колено!”

Как бы вы поступили на месте Андрея?

3 ситуация: Два хороших друга, Саша и Сережа, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Сереже нравятся кошки, он тоже считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

Как бы вы повели себя в такой ситуации?

Для гостей

4 ситуация: Жили две неразлучные подружки-одноклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

— Мы во всем одинаковые! — с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

— Я получила по арифметике пять, а Вера — только тройку. Мы стали уже неодинаковые.

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

— Да, ты стала хуже.

— Я? — удивилась девочка. — Но ведь тройку-то получила не я!

За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне?

«Ромашка»

-Вы высказали очень интересные суждения о том, как надо дружить. Сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но это будут не просто слова, на каждом лепестке вы приклеите по одному, самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может.

Песня «Большой секрет…» (3мин. 11сек.) Все вместе, используя «ромашку», ещё раз отвечаем на вопрос: «Каким должен быть настоящий друг?

— Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок, а если все эти цветы объединить, то получится целая поляна. Вам нравится?

-Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить и это очень важно, Дружба не возникает сама по себе — её творят люди. Не будь на свете дружбы, каждый чувствовал бы себя в этом мире одиноко. Но чтобы ваша дружба была крепкой, необходимо соблюдать правила или законы дружбы. Существует много законов дружбы, вспомнить некоторые из них вам поможет памятка, которая лежит на ваших столах (ознакомление).

На первом месте я написала девиз нашего класса — Один за всех, и все за одного. Сделала это умышленно, нашу встречу хочу закончить чтением отрывка из рассказа М. В. Водопьянова «Один за всех и все за одного»

“Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.

Однажды домой пришли его одноклассники и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.

И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.

С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие друзья. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и корреспондентом Академии наук”.

— Вот оно чудо! Дружба спасла человека и верные друзья! В 23 года слепой человек стал ученым, благодаря своим друзьям. А ведь все могло быть иначе.»

-Эти законы я оставляю вам и надеюсь, что теперь вы будете более внимательно относиться друг к другу, будете стараться выполнять законы дружбы, будете помогать друг другу в трудную минуту, ценить и уважать своих друзей.

Я благодарю вас за работу и в заключении мне бы хотелось спеть с вами песню о дружбе «Если с другом вышел в путь»

«Как-то два друга много дней шли по пустыне. Однажды они поссорились, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его: — Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: — Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает для нас что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать свои обиды на песке и высекать радости на камне и пусть тебе будет легко и светло.»

-Ребята, как вы думаете, чему учит нас эта притча?

— Да, действительно, нужно уметь прощать обиды, помня всё хорошее, что сделал для вас друг. Народная мудрость гласит: «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой!»

В качестве рефлексии мы попробуем составить СИНКВЕЙН на тему «ДРУГ» (2 прилагательных, 3 глагола, предложение, ассоциация)

Источник: maam.ru