Тема: «Организация и проведение трудовой деятельности в дошкольном возрасте» (из опыта работы)

Елена Михайловна Свойкина
Тема: «Организация и проведение трудовой деятельности в дошкольном возрасте» (из опыта работы)

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Включение ребенка в трудовую деятельность обеспечивается существенными для него мотивами, он испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.

В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и т. д.

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:

1. Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;

2. Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

3. Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

4. Воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

В детском саду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекали лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволило сформировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Знания дошкольников о труде взрослых оказали большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, не остались формальными, ведь ознакомление с трудовой деятельностью сочеталось с трудом самих детей.

В нормах ФГОС раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя навыки и умения хозяйственно-бытового труда у детей 2 младшей группы, мы учили их протирать игрушки влажной тряпкой, в средней группе дети прополаскивали и отжимали тряпочку, которой протирались игрушки, намыливали кукольное белье, стирали его. В старшей группе дети мыли игрушки губкой с мылом, стирали мелкие вещи, готовили оборудование для занятий, труда, игры, приводили его затем порядок.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, мы учитывали особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно-гигиенические требования к его организации. В ходе обучения трудовым навыкам формировали у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходили на помощь всякий раз, когда дети нуждались в ней. Не допускали, чтобы дети испытывали огорчение от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях могла родиться неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Помнили о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов и от своей полезности другим.

Также мы решали задачу формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходило это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем- втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников).В процессе такого труда мы формировали у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащало детский опыт взаимоотношений в деятельности, придавало ему положительный характер.

Труд детей в детском саду разнообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных видов детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.).

Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий, навыки самообслуживания прочно усваивались детьми; самообслуживание начинало осознаваться как обязанность. Хозяйственно-бытовой труд детей необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание порядка и чистоты в помещении и на участке, на помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учились замечать любое нарушение порядка в группе или на участке и по собственной инициативе устраняли его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природе, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогал нам решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). В процессе труда дети знакомились с простейшими техническими приспособлениями, учились бережно относиться к материалам, предметам труда. Дети на опыте усваивали элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать различные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги дети узнавали что ее можно складывать, резать, склеивать. Они приучались сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом давала возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

Труд детей в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности. В младших группах поручения были индивидуальны, конкретны и просты, содержали в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку и т. д.) Такие элементарные задания включали детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могли организовать труд по своему побуждению. В средней группе поручали детям вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания сложны, содержали в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить ее последовательность). В старшей группе индивидуальные поручения организовывались в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда обучали их новым умениям. Индивидуальные поручения давались детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается, т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия. В подготовительной группе при выполнении общих поручений дети проявили необходимые навыки самоорганизации и поэтому к ним предъявлялись большие требования, мы переходили от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включались в разные виды дежурств, что обеспечивало систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходила ежедневно. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными. Это позволило в средней группе ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работал один дежурный. Во второй половине года ввели дежурства по подготовке к занятиям. В старшей группе ввели дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменялись, каждый из детей систематически участвовал во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко использовался в старшей и подготовительной группах. Дети уже имели достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности детей позволяли нам решать более сложные задачи трудового воспитания: приучали детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В подготовительной группе приобрел особое значение совместный труд, когда дети оказывались в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дал нам возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Наша группа обеспечена оборудованием и материалами для организации детей. Для хозяйственно-бытового труда имеются фартуки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе – лопаты, грабли, лейки. В наличие и различные материалы: семена для посева и посадки, природный материал: шишки, желуди и др. Все оборудование в достаточном количестве, хорошего качества, имеет привлекательный вид, соответствует возрасту детей. Оборудование размещено таким образом, чтобы им было удобно пользоваться и объединено по видам труда.

Труд связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому необходимо дозировать его. Мы учитывали физические возможности и психологические особенности детей каждого возраста. Наблюдая за детьми, обращали внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки. Покраснение лица, потливость. В таких случаях переключали ребенка на другую деятельность. Чтобы не допустить перегрузки использовали смену действий через 10-15 минут: одни вскапывают землю, другие — рыхлят ее граблями: или один сгребает снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.

Заботясь о создании гигиенических условий для труда, предупреждали возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения проходила при достаточном освещении. Наблюдали за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе, обеспечивали регулярное проветривание помещения. Особо ценным является труд на воздухе.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок достаточно часто выполнял различные поручения, был дежурным, принимал участие в коллективном труде. При планировании трудовой деятельности мы постепенно усложняли воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывали, анализировали и оценивали работу по трудовому воспитанию.

Источник: maam.ru