«Индивидуально — коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в школе для слабовидящих детей»
Шевчук Марина
«Индивидуально — коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в школе для слабовидящих детей»
Тема: «Индивидуально – коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в школе для слабовидящих детей».
Коррекционная педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специальных индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка.
Специфика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:
1. Учёт общих закономерностей и специфических особенностей развития детей;
2. формирование приёмов и способов учебной, игровой и трудовой деятельности на суженной сенсорной основе;
3. дифференцированный подход к детям;
4. перераспределение учебного материала, изменение сроков его прохождения;
5. дозирование учебных нагрузок;
6. применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлотехнических устройств, расширяющих познавательные возможности детей;
7. специальное оформление учебных классов и кабинетов;
8. создание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-восстановительной работы;
9. усиление работы по профориентации, социально-трудовой адаптации и самореализации учащихся.
Индивидуальный, дифференцированный подход в обучении – принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребёнка с учётом особенностей его развития.
Современная дидактика исходит из необходимости сочетания коллективной учебной работы учащихся с индивидуальным подходом к отдельным ученикам, с тем, чтобы обеспечить успешное обучение, воспитание и развитие школьника. В этой связи задача учителя состоит в организации класса с целью овладения знаниями, умениями и навыками. Одновременно с этим учитель должен знать индивидуальные особенности каждого ученика, найти подход к каждому из них.
Принцип индивидуального подхода в обучении слабовидящих детей предполагает всестороннее изучение каждого ребёнка, выявление причин, характера и тяжести дефекта, времени его возникновения, особенностей психического и физического развития, интересов, наклонностей и способностей к учению. Всестороннее изучение
учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребёнка.
1
В школах для слабовидящих детей предусмотрены индивидуальные занятия по лечебной физкультуре, коррекции речи, развитию зрительного восприятия, осязательного восприятия. Внутриклассная дифференциация предполагает учёт диагноза и прогноза глазного заболевания, степени нарушения основных зрительных функций, сопутствующих заболеваний, уровня успеваемости, что позволяет вести коррекционную работу на высоком методическом уровне. Так, осуществление специальной коррекционной и компенсаторной работы по предупреждению и исправлению первичных и вторичных недостатков в развитии детей с тяжёлыми нарушениями зрения возможно только через дифференцированный подход, исходящий из учёта и сочетания нарушенных функций.
Чтобы правильно провести индивидуально-коррекционное занятие по русскому языку, нужно классифицировать навыки, на которые ученик допускает ошибки. Заполняются диагностические карты по результатам анализа учебной деятельности детей:
1. Сформированность графических навыков;
2. Сформированность фонематических представлений;
3. Сформированность орфографических навыков;
4. Сформированность навыков языкового анализа;
5. Сформированность пунктуационных навыков.
1. Графические ошибки:
А) Зеркальное написание букв (с –э, з – е).
Причины:
— несформированность процессов зрительного восприятия и узнавания;
— нарушение пространственной ориентации;
— слабаяконцетрация внимания.
Б) Замена по оптическому сходству (у –д, в – д, ч – г).
Причины:
— недостаточное владение навыка сопоставления;
— несформирован процесс зрительного узнавания и восприятия;
— низкий уровень сосредоточенности, внимания.
В) Замена по кинетическому сходству (лишний элемент: б-д, х-ж, и-у, ц-щ,и-ш.
Причины:
— нарушение зрительно-моторной координации, слухо- моторной координации;
— нарушение пространственного стереотипа;
— нарушение переключаемости внимания;
— нарушение мелкой моторики пальцев рук.
Г) Недописывание элементов букв.
Причины:
2
— недостаточность самоконтроля;
— недоразвитие мелкой моторики рук;
-плохо знает буквы.
2. Фонетико-фонематические ошибки:
А)- Пропуск букв (кошка – кшка);
— добавление буквы (ноябрь – нояборь);
— перестановка букв (лопата – лотапа);
Причины: ошибки свидетельствуют о нарушении звукового анализа:
— нарушена зрительно-моторная координация;
— низкий уровень логических операций;
— несформированность навыков самоконтроля;
— недоразвитие фонематического слуха;
Б) Замена по акустическому сходству (шубка – субка).
Причины:
— недостаточность артикуляционно – сходных фонем;
— недоразвитие фонематического слуха;
— неумение распределять внимание;
— недостаточное развитие слуховой и зрительной памяти.
В) Обозначение мягкости согласных (рябина – рьабина).
3. Орфографические ошибки:
Все орфограммы разделены на 2 категории:
1) Правила, в которых задано устойчивое написание (жи-ши, ча-ща, чн-чк, словарные слова)
2) Правила, в основе которых лежит алгоритм действия (безударное окончание прилагательных и др.)
Основные формы коррекционной работы.
1. Развитие зрительного восприятия и узнавания.
1) Формирование целостности зрительного восприятия и зрительной памяти.
— Работа с силуэтными контурами, зашумлёнными, наложенными изображениями предметов, букв и цифр.
— Узнавание хорошо знакомых предметов, изображений, букв и цифр, находящихся в непривычном ракурсе.
— Нахождение сходства и различий в предметах, изображениях, сюжетных картинках, явлениях.
— Восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу и инструкции.
— Работа с цветными матрицами Равена.
— Упражнения с доской Сегена.
3
— Конструирование фигур, букв и цифр из палочек и отдельных элементов.
— Воспроизведение изображений и их сочетаний по памяти.
— Лабиринты.
— Зрительные диктанты.
— Рисование орнаментов (продолжи по точкам, по образцу, найди закономерности, расположи симметрично, в зеркальном отражении).
— Различные варианты «корректурных проб».
— Шифрованные диктанты.
2) Развитие изобразительности зрительного внимания.
— Нахождение заданного изображения (буквы, цифры, слова, числа и т. д.) среди ряда аналогичных изображений.
— Подбор к буквам, выставленным на наборном полотне, таких же у себя на парте.
— Выбор заданной буквы среди букв разных по цвету, размеру, шрифту.
2. Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков.
1) Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.
— Пальчиковая гимнастика.
— Упражнения для выработки свободных движений руки.
— Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой.
— Работа с конструктором.
— Работа с лекалами и трафаретами.
— Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.
2) Развитие зрительно- моторных координаций.
— Работа по зрительно- двигательным траекториям.
— Графические диктанты.
— Упражнения, рассчитанные на зрительно- моторное запоминание.
— Рисование по точкам, пунктиру.
— Рисование орнаментов.
3) Развитие слухо- моторных координаций.
— Слуховые диктанты.
— Шифрованные диктанты.
— Работа по словесной инструкции.
3. Развитие фонематического слуха.
1) Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
— Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности и т. п.
— Воспроизведение ритмичного рисунка на слух.
2) Развитие фонематического восприятия.
4
— Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.
— Упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляции или акустическим свойствам.
3) Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.
— Последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.
— Обозначение гласных и согласных (твёрдых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.
— Составление условно-графических схем.
4. Совершенствование речевого развития.
1) Обогащение и систематизация словаря.
— Накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.
— Расширение словаря синонимов и антонимов.
— Обогащение словаря признаков.
2) Развитие устной монологической и диалогической речи.
— Обучение построению высказывания.
— Совершенствование грамматического строя речи.
— Овладение синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственно-временные связи.
— Работа над просодической стороной речи.
5. Развитие словесно-логического мышления.
— Формирование умения понимать и задавать вопросы.
— Развитие способности обобщать. Овладение основными родовыми понятиями.
— Развитие способности группировать предметы по определённым признакам, классифицировать их.
— Умение устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений.
— Развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез).
— Развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии.
— Развитие логического запоминания.
6. Развитие навыков самоконтроля и самооценки.
— Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции.
— Дидактические игры на выполнение многошаговых инструкций: по памяти, по опорным значкам.
— Формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану.
— Совершенствование умения планировать свою деятельность.
5
— Выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила.
— Овладение осознанным планомерным контролем в процессе и при проверке написанного (составление ориентировачных карточек).
— Развитие комбинаторных способностей.
7. Совершенствование орфографических навыков, развитие оперативной памяти.
1) Упражнения для развития памяти.
— Развитие зрительной памяти и внимания.
— Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание.
— Развитие слуховой памяти и внимания.
— Обучение приёмам запоминания, мнемоправилам.
2) Предупредительные орфографические упражнения.
— Работа с перфокартами.
— Списывание – текстуальное, выборочное, творческое.
— Списывание с орфографическим заданием.
— Комментированное письмо.
— Зрительные и слуховые диктанты (предупредительные, объяснительные, выборочные).
— Творческие работы (ответы на вопросы, изложения и сочинения- миниатюры).
3) Обучение решению орфографических задач.
— «Орфографическое чтение».
— Формирование навыков морфемного анализа.
— Развитие навыка сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.
Коррекционно-индивидуальное занятие по русскому языку.
В 4 «А» классе был проведён диктант по русскому языку. На основе анализа ошибок, допущенных в диктанте, построено коррекционное занятие.
Классификация ошибок:
1) Графические ошибки :
А) зеркальное написание – путает Э – З (Это — зто);
Причины:
1. несформированность процессов зрительного восприятия и узнавания;
2. нарушение пространственной ориентации;
3. слабаяконцетрация внимания.
Б) недописывание элементов букв (лист –не дописывает букву И)
Причины:
1. недостаточность самоконтроля;
2. недоразвитие мелкой моторики рук;
3. плохо знает буквы.
В) кинетические ошибки – Ц-Т (мать-маць).
Причины:
6
1. нарушение зрительно- моторной координации;
2. нарушение пространственного стереотипа;
3. нарушение переключаемости внимания.
2) Фонетико- фонематические ошибки:
А) пропуск букв (барсучиха-басучиха)
Причины:
1. Нарушение звукового анализа;
2. Нарушение зрительно- моторной координации;
3. Низкий уровень логических операций;
4. Несформированность навыков самоконтроля;
5. Недоразвитие фонематического слуха.
Б) нарушение фонематического восприятия – замена по акустическому признаку (дуб – туп).
Причины:
1. Недостаточность артикуляционных сходных фонем;
2. Неумение распределять внимание;
3. Недостаточное развитие слуховой и зрительной памяти.
3) Сформированность орфографических навыков:
1. Правила, в которых задано устойчивое написание
ЧУ-ЩУ (чугун – чюгун)
2. Правила, в основе которых лежит алгоритм действия:
А) правописание безударной гласной, проверяемой ударением (бросает- бросит);
Б) раздельное написание предлогов (у них – уних);
В) окончания глаголов (погреться – погреца);
Г) непроверяемая гласная в корне (барсук – борсук);
Причины:
1. При пропуске безударной гласной – не слышит её, при ударной – нарушен алгоритм, работа по инструкции;
2. снижена работоспособность;
3. нарушен звуковой анализ;
4. Нарушение аналитико – синтетическая деятельности;
5. Несформированность переключаемости внимания.
4) Сформированность пунктуационных навыков:
А) запятая в сложном предложении;
Б) запятая при однородных членах.
Причины:
1. Нарушен алгоритм, работа по инструкции;
2. Снижена работоспособность;
3. Недостаточное развитие слуховой и зрительной памяти.
На основании анализа этих ошибок разработан комплекс упражнений по коррекции.
1) Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков.
1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:
А) пальчиковая гимнастика;
Б) штриховка в различных направлениях, раскрашивание.
7
2. развитие зрительно-моторной координации:
А) рисование и письмо по точкам и пунктирам.
Письмо в тетради (Исправление ошибок на недописывание элементов букв):
Полили лилию.
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Тридцать три трубача трубят тревогу.
2) Развитие фонематического слуха:
1. Упражнение в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях:
— Найти звук З:
Коза, скользит, водолаз, звонок, косьба, резина.
— Задание: в вырезке из статьи газеты подчеркнуть фломастером слова с Е – Э.
2. Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.
— Составление условно-графических схем:
— Упражнение в определении количества слогов.
На какие три группы можно разделить следующие слова:
Барабан, вес, ел, угол, мел, хвалит, катит, говорит, победит.
(односложные, двусложные, трёхсложные).
— Упражнение в определении ударного слога.
1) Школа, птица, ласточка, дерево, девочка.
2) Скворцы, пенал, хороший, учебник, рябина.
3) Прилетел, карандаш, алфавит, наступил.
(в 1 группе – ударение на 1 слог, во 2 – на второй, в третий – на третий).
3) Развитие навыков самоконтроля и самооценки.
А) Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции:
— Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить
слово так, чтобы проверяемая гласная была под ударением.
— Задание: выписать слова, где есть выбор букв:
Руки, берега, лист, бегом, пить, просьба, ноты.
Алгоритм: в слове «руки» орфограмм нет, т. к. нет выбора букв. В слове «берега» — две орфограммы, т. к. есть выбор букв Е-И. Надо писать в обоих случаях Е: проверочное слово – берег, левобережный.
— Задание: прочитать текст и выписать глаголы с орфограммой в корне, нужную букву подчеркнуть.
Быстро лето пролетело.
Наступил учебный год.
Но и осень нам немало,
Дней хороших принесёт.
Б) Выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила.
Задание: На отдельной карточке выписаны слова, на которые были допущены ошибки в диктанте, с пропуском буквы на этом месте и с пропуском 2 – 3 строк между словами для работы, которую будет выполнять ученик: вставить пропущенную букву, сделать графическое и словесное комментирование правописания и привести примеры на это правило (на орфограмму – 3 – 5 слов).
8
4) Совершенствование орфографических навыков, развитие оперативной памяти.
А) развитие зрительной памяти и внимания.
Задание: Текст записан на доске, анализируются орфограммы. Доску закрывают и текст пишется под диктовку.
— Удивительный урожай моркови и капусты, зелёная полоса картофельного поля, тяжёлые колосья пшеницы, запах земляники, закаляться летом, спортивные достижения.
Б) Развитие слуховой памяти и внимания:
Выбирается небольшой отрывок, запоминается наизусть, затем воспроизводится по памяти.
Глуповата, воровата,
Перед всеми виновата.
Но уходит от беды
С целой головою,
Заметая все следы
Золотой метлою. (Лиса)
Домашнее задание: (формирование навыка морфемного анализа)
Задание: Придумать слова по схеме:
1. Корень (сад)
2. Приставка + корень (поход)
3. Корень + суффикс (домик)
4. Корень + окончание (рука).
Источник: