«Индивидуально — коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в школе для слабовидящих детей»

Шевчук Марина
«Индивидуально — коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в школе для слабовидящих детей»

Тема: «Индивидуально – коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в школе для слабовидящих детей».

Коррекционная педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специальных индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка.

Специфика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:

1. Учёт общих закономерностей и специфических особенностей развития детей;

2. формирование приёмов и способов учебной, игровой и трудовой деятельности на суженной сенсорной основе;

3. дифференцированный подход к детям;

4. перераспределение учебного материала, изменение сроков его прохождения;

5. дозирование учебных нагрузок;

6. применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлотехнических устройств, расширяющих познавательные возможности детей;

7. специальное оформление учебных классов и кабинетов;

8. создание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-восстановительной работы;

9. усиление работы по профориентации, социально-трудовой адаптации и самореализации учащихся.

Индивидуальный, дифференцированный подход в обучении – принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребёнка с учётом особенностей его развития.

Современная дидактика исходит из необходимости сочетания коллективной учебной работы учащихся с индивидуальным подходом к отдельным ученикам, с тем, чтобы обеспечить успешное обучение, воспитание и развитие школьника. В этой связи задача учителя состоит в организации класса с целью овладения знаниями, умениями и навыками. Одновременно с этим учитель должен знать индивидуальные особенности каждого ученика, найти подход к каждому из них.

Принцип индивидуального подхода в обучении слабовидящих детей предполагает всестороннее изучение каждого ребёнка, выявление причин, характера и тяжести дефекта, времени его возникновения, особенностей психического и физического развития, интересов, наклонностей и способностей к учению. Всестороннее изучение

учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребёнка.

1

В школах для слабовидящих детей предусмотрены индивидуальные занятия по лечебной физкультуре, коррекции речи, развитию зрительного восприятия, осязательного восприятия. Внутриклассная дифференциация предполагает учёт диагноза и прогноза глазного заболевания, степени нарушения основных зрительных функций, сопутствующих заболеваний, уровня успеваемости, что позволяет вести коррекционную работу на высоком методическом уровне. Так, осуществление специальной коррекционной и компенсаторной работы по предупреждению и исправлению первичных и вторичных недостатков в развитии детей с тяжёлыми нарушениями зрения возможно только через дифференцированный подход, исходящий из учёта и сочетания нарушенных функций.

Чтобы правильно провести индивидуально-коррекционное занятие по русскому языку, нужно классифицировать навыки, на которые ученик допускает ошибки. Заполняются диагностические карты по результатам анализа учебной деятельности детей:

1. Сформированность графических навыков;

2. Сформированность фонематических представлений;

3. Сформированность орфографических навыков;

4. Сформированность навыков языкового анализа;

5. Сформированность пунктуационных навыков.

1. Графические ошибки:

А) Зеркальное написание букв (с –э, з – е).

Причины:

— несформированность процессов зрительного восприятия и узнавания;

— нарушение пространственной ориентации;

— слабаяконцетрация внимания.

Б) Замена по оптическому сходству (у –д, в – д, ч – г).

Причины:

— недостаточное владение навыка сопоставления;

— несформирован процесс зрительного узнавания и восприятия;

— низкий уровень сосредоточенности, внимания.

В) Замена по кинетическому сходству (лишний элемент: б-д, х-ж, и-у, ц-щ,и-ш.

Причины:

— нарушение зрительно-моторной координации, слухо- моторной координации;

— нарушение пространственного стереотипа;

— нарушение переключаемости внимания;

— нарушение мелкой моторики пальцев рук.

Г) Недописывание элементов букв.

Причины:

2

— недостаточность самоконтроля;

— недоразвитие мелкой моторики рук;

-плохо знает буквы.

2. Фонетико-фонематические ошибки:

А)- Пропуск букв (кошка – кшка);

— добавление буквы (ноябрь – нояборь);

— перестановка букв (лопата – лотапа);

Причины: ошибки свидетельствуют о нарушении звукового анализа:

— нарушена зрительно-моторная координация;

— низкий уровень логических операций;

— несформированность навыков самоконтроля;

— недоразвитие фонематического слуха;

Б) Замена по акустическому сходству (шубка – субка).

Причины:

— недостаточность артикуляционно – сходных фонем;

— недоразвитие фонематического слуха;

— неумение распределять внимание;

— недостаточное развитие слуховой и зрительной памяти.

В) Обозначение мягкости согласных (рябина – рьабина).

3. Орфографические ошибки:

Все орфограммы разделены на 2 категории:

1) Правила, в которых задано устойчивое написание (жи-ши, ча-ща, чн-чк, словарные слова)

2) Правила, в основе которых лежит алгоритм действия (безударное окончание прилагательных и др.)

Основные формы коррекционной работы.

1. Развитие зрительного восприятия и узнавания.

1) Формирование целостности зрительного восприятия и зрительной памяти.

— Работа с силуэтными контурами, зашумлёнными, наложенными изображениями предметов, букв и цифр.

— Узнавание хорошо знакомых предметов, изображений, букв и цифр, находящихся в непривычном ракурсе.

— Нахождение сходства и различий в предметах, изображениях, сюжетных картинках, явлениях.

— Восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу и инструкции.

— Работа с цветными матрицами Равена.

— Упражнения с доской Сегена.

3

— Конструирование фигур, букв и цифр из палочек и отдельных элементов.

— Воспроизведение изображений и их сочетаний по памяти.

— Лабиринты.

— Зрительные диктанты.

— Рисование орнаментов (продолжи по точкам, по образцу, найди закономерности, расположи симметрично, в зеркальном отражении).

— Различные варианты «корректурных проб».

— Шифрованные диктанты.

2) Развитие изобразительности зрительного внимания.

— Нахождение заданного изображения (буквы, цифры, слова, числа и т. д.) среди ряда аналогичных изображений.

— Подбор к буквам, выставленным на наборном полотне, таких же у себя на парте.

— Выбор заданной буквы среди букв разных по цвету, размеру, шрифту.

2. Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков.

1) Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

— Пальчиковая гимнастика.

— Упражнения для выработки свободных движений руки.

— Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой.

— Работа с конструктором.

— Работа с лекалами и трафаретами.

— Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.

2) Развитие зрительно- моторных координаций.

— Работа по зрительно- двигательным траекториям.

— Графические диктанты.

— Упражнения, рассчитанные на зрительно- моторное запоминание.

— Рисование по точкам, пунктиру.

— Рисование орнаментов.

3) Развитие слухо- моторных координаций.

— Слуховые диктанты.

— Шифрованные диктанты.

— Работа по словесной инструкции.

3. Развитие фонематического слуха.

1) Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

— Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности и т. п.

— Воспроизведение ритмичного рисунка на слух.

2) Развитие фонематического восприятия.

4

— Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.

— Упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляции или акустическим свойствам.

3) Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.

— Последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.

— Обозначение гласных и согласных (твёрдых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.

— Составление условно-графических схем.

4. Совершенствование речевого развития.

1) Обогащение и систематизация словаря.

— Накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.

— Расширение словаря синонимов и антонимов.

— Обогащение словаря признаков.

2) Развитие устной монологической и диалогической речи.

— Обучение построению высказывания.

— Совершенствование грамматического строя речи.

— Овладение синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственно-временные связи.

— Работа над просодической стороной речи.

5. Развитие словесно-логического мышления.

— Формирование умения понимать и задавать вопросы.

— Развитие способности обобщать. Овладение основными родовыми понятиями.

— Развитие способности группировать предметы по определённым признакам, классифицировать их.

— Умение устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений.

— Развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез).

— Развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии.

— Развитие логического запоминания.

6. Развитие навыков самоконтроля и самооценки.

— Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции.

— Дидактические игры на выполнение многошаговых инструкций: по памяти, по опорным значкам.

— Формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану.

— Совершенствование умения планировать свою деятельность.

5

— Выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила.

— Овладение осознанным планомерным контролем в процессе и при проверке написанного (составление ориентировачных карточек).

— Развитие комбинаторных способностей.

7. Совершенствование орфографических навыков, развитие оперативной памяти.

1) Упражнения для развития памяти.

— Развитие зрительной памяти и внимания.

— Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание.

— Развитие слуховой памяти и внимания.

— Обучение приёмам запоминания, мнемоправилам.

2) Предупредительные орфографические упражнения.

— Работа с перфокартами.

— Списывание – текстуальное, выборочное, творческое.

— Списывание с орфографическим заданием.

— Комментированное письмо.

— Зрительные и слуховые диктанты (предупредительные, объяснительные, выборочные).

— Творческие работы (ответы на вопросы, изложения и сочинения- миниатюры).

3) Обучение решению орфографических задач.

— «Орфографическое чтение».

— Формирование навыков морфемного анализа.

— Развитие навыка сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.

Коррекционно-индивидуальное занятие по русскому языку.

В 4 «А» классе был проведён диктант по русскому языку. На основе анализа ошибок, допущенных в диктанте, построено коррекционное занятие.

Классификация ошибок:

1) Графические ошибки :

А) зеркальное написание – путает Э – З (Это — зто);

Причины:

1. несформированность процессов зрительного восприятия и узнавания;

2. нарушение пространственной ориентации;

3. слабаяконцетрация внимания.

Б) недописывание элементов букв (лист –не дописывает букву И)

Причины:

1. недостаточность самоконтроля;

2. недоразвитие мелкой моторики рук;

3. плохо знает буквы.

В) кинетические ошибки – Ц-Т (мать-маць).

Причины:

6

1. нарушение зрительно- моторной координации;

2. нарушение пространственного стереотипа;

3. нарушение переключаемости внимания.

2) Фонетико- фонематические ошибки:

А) пропуск букв (барсучиха-басучиха)

Причины:

1. Нарушение звукового анализа;

2. Нарушение зрительно- моторной координации;

3. Низкий уровень логических операций;

4. Несформированность навыков самоконтроля;

5. Недоразвитие фонематического слуха.

Б) нарушение фонематического восприятия – замена по акустическому признаку (дуб – туп).

Причины:

1. Недостаточность артикуляционных сходных фонем;

2. Неумение распределять внимание;

3. Недостаточное развитие слуховой и зрительной памяти.

3) Сформированность орфографических навыков:

1. Правила, в которых задано устойчивое написание

ЧУ-ЩУ (чугун – чюгун)

2. Правила, в основе которых лежит алгоритм действия:

А) правописание безударной гласной, проверяемой ударением (бросает- бросит);

Б) раздельное написание предлогов (у них – уних);

В) окончания глаголов (погреться – погреца);

Г) непроверяемая гласная в корне (барсук – борсук);

Причины:

1. При пропуске безударной гласной – не слышит её, при ударной – нарушен алгоритм, работа по инструкции;

2. снижена работоспособность;

3. нарушен звуковой анализ;

4. Нарушение аналитико – синтетическая деятельности;

5. Несформированность переключаемости внимания.

4) Сформированность пунктуационных навыков:

А) запятая в сложном предложении;

Б) запятая при однородных членах.

Причины:

1. Нарушен алгоритм, работа по инструкции;

2. Снижена работоспособность;

3. Недостаточное развитие слуховой и зрительной памяти.

На основании анализа этих ошибок разработан комплекс упражнений по коррекции.

1) Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков.

1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:

А) пальчиковая гимнастика;

Б) штриховка в различных направлениях, раскрашивание.

7

2. развитие зрительно-моторной координации:

А) рисование и письмо по точкам и пунктирам.

Письмо в тетради (Исправление ошибок на недописывание элементов букв):

Полили лилию.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Тридцать три трубача трубят тревогу.

2) Развитие фонематического слуха:

1. Упражнение в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях:

— Найти звук З:

Коза, скользит, водолаз, звонок, косьба, резина.

— Задание: в вырезке из статьи газеты подчеркнуть фломастером слова с Е – Э.

2. Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.

— Составление условно-графических схем:

— Упражнение в определении количества слогов.

На какие три группы можно разделить следующие слова:

Барабан, вес, ел, угол, мел, хвалит, катит, говорит, победит.

(односложные, двусложные, трёхсложные).

— Упражнение в определении ударного слога.

1) Школа, птица, ласточка, дерево, девочка.

2) Скворцы, пенал, хороший, учебник, рябина.

3) Прилетел, карандаш, алфавит, наступил.

(в 1 группе – ударение на 1 слог, во 2 – на второй, в третий – на третий).

3) Развитие навыков самоконтроля и самооценки.

А) Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции:

— Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить

слово так, чтобы проверяемая гласная была под ударением.

— Задание: выписать слова, где есть выбор букв:

Руки, берега, лист, бегом, пить, просьба, ноты.

Алгоритм: в слове «руки» орфограмм нет, т. к. нет выбора букв. В слове «берега» — две орфограммы, т. к. есть выбор букв Е-И. Надо писать в обоих случаях Е: проверочное слово – берег, левобережный.

— Задание: прочитать текст и выписать глаголы с орфограммой в корне, нужную букву подчеркнуть.

Быстро лето пролетело.

Наступил учебный год.

Но и осень нам немало,

Дней хороших принесёт.

Б) Выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила.

Задание: На отдельной карточке выписаны слова, на которые были допущены ошибки в диктанте, с пропуском буквы на этом месте и с пропуском 2 – 3 строк между словами для работы, которую будет выполнять ученик: вставить пропущенную букву, сделать графическое и словесное комментирование правописания и привести примеры на это правило (на орфограмму – 3 – 5 слов).

8

4) Совершенствование орфографических навыков, развитие оперативной памяти.

А) развитие зрительной памяти и внимания.

Задание: Текст записан на доске, анализируются орфограммы. Доску закрывают и текст пишется под диктовку.

— Удивительный урожай моркови и капусты, зелёная полоса картофельного поля, тяжёлые колосья пшеницы, запах земляники, закаляться летом, спортивные достижения.

Б) Развитие слуховой памяти и внимания:

Выбирается небольшой отрывок, запоминается наизусть, затем воспроизводится по памяти.

Глуповата, воровата,

Перед всеми виновата.

Но уходит от беды

С целой головою,

Заметая все следы

Золотой метлою. (Лиса)

Домашнее задание: (формирование навыка морфемного анализа)

Задание: Придумать слова по схеме:

1. Корень (сад)

2. Приставка + корень (поход)

3. Корень + суффикс (домик)

4. Корень + окончание (рука).

Источник: maam.ru