Технологии развития связной речи дошкольников

Ковалева Алена
Технологии развития связной речи дошкольников

План:

1. Задачи развития связной речи дошкольников.

2. Технология формирования диалогической речи.

3. Беседа как метод обучения диалогической речи.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание,

включающее ряд логически сочетающихся предложений и обеспечивающее

общение и взаимопонимание. В методике обучения дошкольников термин

«связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс,

деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности (текст,

высказывание); 3) название раздела работы по развитию речи. Как

синонимические используются термины «высказывание» и «текст».

Высказывание – это и сама речевая деятельность, и результат этой

деятельности. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов

и др.). Связная речь – это единое смысловое и структурное целое,

включающее связанные между собой и тематически объединенные,

законченные отрезки речи.

Связная речь имеет определенные характеристики. Она может быть

ситуативной и контекстной, диалогической и монологической.

Задачи обучения связной речи:

1. Формирование диалогической речи.

2. Формирование монологической речи.

Выделяют несколько групп диалогических умений:

1. Собственно речевые умения: вступать в общение, поддерживать и

завершать общение, говорить выразительно, в нормальном темпе,

пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение,

знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба,

согласие, отказ, извинение, сочувствие, неодобрение, поздравление и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения

результатов и их обсуждения, для участия в обсуждении каких-либо тем.

5. Овладение невербальными средствами, т. е. уместное использование

мимики, жестов, телодвижений, поз.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным

группам. В группах раннего возраста ставится задача развития понимания

речи окружающих и использования активной речи детей как средства

общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на

некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что это? Какой? Какая). Развивают

инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям

по различным поводам, воспитывают умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте педагог должен добиваться, чтобы каждый

малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить

детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы

взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми.

Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями,

рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми

формулами речевого этикета (здороваться, прощаться, поощрять попытки

детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где?

Что делает? Зачем).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение

со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу

предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими,

поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях,

переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству детских ответов: учит

отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от

содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в

коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда

спрашивает педагог, слушать ответы других детей. Продолжается воспитание

культуры общения: развивается умение приветствовать родных, знакомых,

других детей, с использованием синонимических формул этикета

(Здравствуйте! Доброе утро, отвечать по телефону, не вмешиваться в

разговор взрослых, вступать в общение с незнакомыми людьми, встречать

гостя и т. п.

В старшем дошкольном возрасте нужно учить более точно отвечать на

вопросы, объединять в распространенном ответе реплики других детей,

отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно.

Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать

собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание

необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в

соответствии с ситуацией строить ответ, дополнять, исправлять собеседника,

сопоставлять свою точку зрения с мнением других людей. Следует поощрять

разговоры по поводу предметов, не находящихся в поле зрения ребенка,

содержательное речевое общение на разные темы: по поводу игр,

прочитанных книг, любимых занятий, мультфильмов и пр. В этом возрасте

дети должны владеть разными формулами речевого этикета: могу я тебя

попросить, помоги мне, пожалуйста, будь добр, сделай, пожалуйста; спасибо,

благодарю тебя, я тебе благодарен.

Большое место во всех возрастных группах занимает формирование

культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству,

обращаться на «вы», называть друг друга ласковыми именами (Таня,

Танечка, Танюша, во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо

собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы

собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых, быть

общительными и приветливыми без навязчивости.

Вопрос 2. Технологии обучения диалогической речи.

Одним из условий развития диалогической речи является организация

речевой среды, совместной деятельности взрослых и детей, детей друг с

другом. В итоге взаимодействия формируется коммуникативная

деятельность детей, которая реализуется в форме беседы, ситуативного

диалога (разговора, речевой ситуации, составления и отгадывания загадок,

сюжетно-ролевых игр, театрализованных игр и инсценировок, игрдраматизаций.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном

общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный

диалог). Общение педагога с детьми должно строиться с учетом

изменяющейся с возрастом потребности ребенка в общении. Нужно уметь

правильно организовать диалог с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня

речевого развития. Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает на

них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная

атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, реализуется

личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.

Педагог разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время. Разговор

происходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с

воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чем-то. Речь воспитателя

может быть оформлена по-разному: в виде вопросов, пояснений, указаний, в

виде объяснений.

Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными. В

коллективном разговоре участвуют несколько детей или вся группа. Самое

лучшее время для коллективных разговоров – прогулка. Для индивидуальных

разговоров больше подходят вечерние и утренние часы.

Разговоры с детьми могут быть преднамеренными и непреднамеренными.

Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее.

Непреднамеренные разговоры воспитатель не планирует, они возникают по

инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных

процессов. В первые дни пребывания детей в младшей группе преобладают

индивидуальные разговоры. Очень важно расположить ребенка к себе,

заинтересовать его. Следует использовать привлекательные игрушки, яркие

картинки, животных из уголка природы. Педагог вовлекает детей в

коллектив, приучает слушать взрослых и друг друга и постепенно переходит

к разговорам с подгруппами детей.

В среднем и прежде всего в старшем дошкольном возрасте начинают

преобладать коллективные разговоры. Дети уже умеют слушать воспитателя

и других дошкольников не перебивая, ждать очереди высказаться, способны

более длительное время слушать других и говорить сами. Разговоры их более

длительны, запас знаний больше, а интересы шире. Больше внимания педагог

обращает на содержание детской речи, ее правильность. С детьми можно

говорить о том, что они видели на улице, о прочитанных книгах, о знакомых

событиях. Повышаются требования к поведению детей во время разговора:

они не могут прерывать разговор и уходить, должны говорить спокойно,

четко, не торопясь, поочередно.

Для освоения диалогической речи используется прием словесных поручений

или заданий. Этот прием важен для овладения речевым этикетом. Сначала к

таким поручениям привлекают самых общительных детей, а постепенно и

менее активных. Педагог дает образец словесной просьбы, который дети

могут повторить. По мере накопления опыта общения надобность в образце

отпадает, и ребенок сам выбирает подходящую формулу.

Для развития диалогической речи старших дошкольников большое значение

имеет совместная деятельность. В ходе ее возникают задачи по

инструктированию, обсуждению, согласованию и оценке действий. Детям

важно показать, что успех совместной деятельности во многом зависит от

умения общаться, договариваться, слушать друг друга.

А. В Запорожец считал, что подлинной социальной практикой ребенка

является игра (сюжетно-ролевая, театрализация, дидактическая, подвижные

игры и пр.). Известно, что в игре развиваются два типа отношений: реальные

детские взаимоотношения и игровые отношения. Для обучения детей

способам общения в игре можно применять беседы-обсуждения игровых

ситуаций, предложенных воспитателем; беседы по содержанию

художественных произведений, отображающих общение детей; игрыдраматизации и беседы по ним, вовлечение в совместную деятельность и

обсуждение ее хода и результатов.

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально

организованных речевых ситуациях. Они направлены на развитие умений

договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в

чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать

сочувствие, доказывать свою точку зрения. Коммуникативные ситуации

могут отражать разные задачи диалога: вступать в разговор, договариваться в

ходе общения о чем-либо, расспрашивать, получать информацию и т. д.

Авторы предлагают различные сценарии для обыгрывания и ведения диалога

(А. Г. Арушанова, Н. В. Дурова, Р. А. Иванкова, О. А. Белобрыкина и др.).

Вопрос 3. Беседа как метод обучения диалогической речи.

Для педагогов очевидно, что роль беседы может быть выполнена, если она

опирается на другие методы ознакомления детей с окружающим (экскурсии,

наблюдения, прогулки, если у детей есть знания и опыт, требующие

обобщения.

Существует несколько классификаций бесед. Так, исходя из дидактических

целей, Е. А. Флёрина выделила три типа бесед: вводную беседу; беседу,

сопутствующую деятельности и наблюдениям детей; заключительную

беседу. М. М. Конина охарактеризовала еще два типа бесед, дополняющих

классификацию Е. А. Флёриной: беседу по картине и беседу по книге. В

современной педагогике с точки зрения содержания все беседы делят на

беседы познавательного характера и этические. Каждая из указанных бесед

обладает спецификой, ставит определенные задачи и выполняет специальные

функции. В литературе установлены роль, тематика и содержание бесед.

Структура беседы: в ней традиционно выделяют три части – начало,

основная и заключительная части.

Начало должно быть образным, эмоциональным, ставить задачу и

восстанавливать уже имеющийся у детей опыт, образы тех предметов и

явлений, которые им знакомы, мобилизовать детей, активизировать

внимание, возбуждать интерес к предстоящему занятию, вызывать желание

участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному: с воспоминания,

рассказа педагога, с рассматривания игрушки или предмета. В качестве

эмоционального средства можно использовать картинку, загадку, стихи,

книжную иллюстрацию, фотографию, которые имеют прямое отношение к

теме беседы.

Основная часть раскрывает содержание беседы и обеспечивает анализ темы.

С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизируют

их мышление и речь. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы,

обобщает их, вносит добавления, поправки. Цель этих приемов – уточнить

мысль, ярче подчеркнуть факт, пробудить новую мысль. Детям сообщают

новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания о сущности явления, о

предметах и пр. Успех беседы обеспечивают живость и эмоциональность ее

проведения, использование стихов, загадок, наглядного материала, участие и

активность всех детей группы. В основной части рекомендуется выделять

несколько логически законченных частей. В. И. Логинова предложила

выделять в беседе определенные смысловые логические части, каждая из

которых заканчивается обобщением педагога. Например, в беседе о зиме

можно выделить 4 части: погода зимой, растения и животные зимой, труд

взрослых зимой, зимние забавы детей. В беседе о маме можно предложить

три части: труд мамы на производстве, домашний труд мамы, помощь маме и

забота о ней. В беседе о школе после экскурсии: школьное здание и класс,

ученики и учителя, школьные принадлежности, 1 сентября – День знаний.

Окончание беседы чаще всего связано с обобщающими выводами по всей

беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее

характера и содержания. Если беседа познавательного характера, то дети и

педагог обобщают свои выводы в заключительном рассказе. Этическая

беседа может быть закончена установкой на выполнение необходимых

требований и правил поведения. Беседа может быть закончена загадкой,

чтением стихов, припоминанием пословиц и поговорок, соответствующих

теме. Возможно ставить перед детьми четкие задачи для последующих

наблюдений, задания, связанные с трудом (смастерить и повесить кормушку

для птиц, помочь маме, сделать подарок для близкого человека).

Беседа признается одним из наиболее сложных методов развития речи.

Основным приемом в методике беседы является вопрос. Эффективность

беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. Е. И. Радиной

была предложена классификация вопросов, которая с некоторыми

уточнениями используется и в наше время. В зависимости от того, какую

мыслительную задачу содержит вопрос, можно условно выделить три

группы вопросов:

1. Репродуктивные вопросы (констатирующие, требующие простой

констатации фактов – называния или описания знакомых ребенку явлений,

предметов, фактов, т. е. ребенок должен точно назвать предмет, его части,

выделить характерные признаки (Кто? Что? Где? Когда? Какой).

2. Поисковые (проблемные) вопросы направлены на раскрытие доступных

ребенку связей между предметами и явлениями. Такие вопросы требуют

некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности,

умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и оценивать, устанавливать

причинно-следственные, временные, условные и другие связи и отношения.

3. Вопросы на обобщение, побуждающие делать выводы и умозаключения,

подводить итог обсуждаемой темы.

Следует учитывать, что ребенок способен самостоятельно обобщать, сделать

вывод, высказать суждение лишь в том случае, если еще до беседы получил

достаточный запас конкретных знаний и представлений по данной теме. В

противном случае поисковые и обобщающие вопросы окажутся для него

непосильными. Вопросы, требующие умозаключений, выводов, обобщений,

нуждаются в тщательной, точной формулировке.

В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы

можно выделить основные и вспомогательные вопросы, прямые и наводящие

или подсказывающие. Стержнем беседы являются основные, прямые

вопросы. Важнейшее требование к ним – логическая связь друг с другом и

последовательность постановки. Они могут быть и репродуктивными, и

поисковыми, и обобщающими, т. е. и выявлять опыт, представления детей, и

побуждать устанавливать логические связи, делать выводы и обобщения.

Если дети самостоятельно не справляются с ответом прямой, основной

вопрос, то на помощь придут вспомогательные вопросы – наводящие или

подсказывающие.

Помимо вопросов используются такие приемы, как указания, объяснение,

заключительный рассказ, обобщение, ответы самого воспитателя.

В беседе в целях активизации мыслительной и речевой деятельности широко

применяется наглядный материал. Чтобы восстановить зримый образ

предмета, уточнить представления детей, поддержать интерес к беседе,

следует использовать демонстрационный и раздаточный материал: картину,

игрушку, натуральный предмет и пр. Иллюстративный материал

применяется по-разному: одни предметы раздаются каждому ребенку

(листья, семена, шишки, предметные картинки, другие демонстрируют всем

детям (картина, животное, предметы посуды, мебели, одежды и т. п.). Время

демонстрации наглядного материала в процессе беседы зависит от цели.

Однако чаще звучит рекомендация использовать наглядный материал

кратковременно. Не следует превращать рассматривание наглядности в

самостоятельную деятельность. Для этого существуют другие способы

организации детей.

В беседе необходимо учить детей задавать вопросы, обосновывать свое

мнение, доказывать его. Эффективными приемами, вызывающими детей на

спор, на обсуждение сложных проблемных вопросов, являются отгадывание

и составление загадок, решение речевых логических задач. Речевая

логическая задача – это рассказ-загадка, ответ на которую может быть

получен благодаря установлению связей и зависимостей между явлениями,

их анализу, сравнению, обобщению. Содержание логических задач может

отражать жизнь природы и социальные явления (Н. Ф. Виноградова, Л. Б.

Фесюкова).

С детьми младшего дошкольного возраста проводится беседа-разговор в

процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание и

обследование игрушек, натуральных предметов и картинок.

В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы,

которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям,

целевым прогулкам и экскурсиям. В старшем дошкольном возрасте

проводятся все виды бесед.

Таким образом, формирование диалогической речи и коммуникативной

деятельности в целом предусматривает активную интеграцию с игровой и

театрализованной деятельностью детей, предметно-практической или

продуктивной деятельностью, с использованием художественного слова и

наглядного материала.

Источник: maam.ru