Технологическая карта занятия по математике в подготовительной группе «Арифметика для Буратино»

сухарникова елена
Технологическая карта занятия по математике в подготовительной группе «Арифметика для Буратино»

Тема занятия: «Арифметика для Буратино». Решение арифметических задач на сложение и вычитание.

Культурная практика: Познавательное развитие

Культурно-смысловой контекст: Помочь Буратино выполнить задание Мальвины по арифметике

Цель: Приобретение воспитанниками опыта логического мышления при решении арифметических задач на сложение и вычитание с помощью числовой линейки.

Задачи:

1. Продолжать осваивать с детьми анализ задач на сложение и вычитание: отличия задачи от рассказа и загадки, структура задачи, наличие каждого компонента структуры, необходимость двух числовых значений.

2. Помогать детям осмыслить связь между компонентами задачи с помощью числовой линейки, освоить алгоритм решения задачи по числовой линейке.

3. Закреплять умения детей считать в прямом и обратном порядке, навык нахождения смежных чисел в пределах 10. Знание состава чисел первого десятка из двух меньших.

4. Развивать умение выполнять задание в группе сверстников, активно действовать в условиях проблемной ситуации, развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля у детей во время работы в подгруппах и индивидуально.

Предварительная работа:

Обучение прямому и обратному счёту в пределах 10, знакомство с составом чисел от 3 до 10;формирование понятия «смежные числа», нахождение их в пределах 10; знакомство с понятиями и связью «целое-часть»; придумывание задач на сложение и вычитание, решение задач с помощью счетных палочек, по схемам; знакомство с числовой линейкой.

Оборудование:

Демонстрационный: мультимедийная установка, видео-письмо от Буратино, карточки с задачами, сюжетные картинки к задачам, большая числовая линейка, мяч, музыкальная игра «Буратино и Мальвина», схема задачи «пирамидка», предметные картинки.

Раздаточный: цветные карандаши, нарисованные числовые линейки по 4 на каждого ребёнка.

Этапы

1.Введение в игровую ситуацию

Звучит знакомая мелодия из фильма «Золотой ключик».

Метод организации к учебно-познавательной деятельности — беседа по опорным вопросам:

— Из какой сказки эта мелодия?

— Что случилось с Буратино?

— Почему он попал в Страну дураков?

— Кто помогал Буратино?

Метод мотивации и стимулирования к учебной деятельности: приём проблемная ситуация – звучит видео-послание от Буратино с просьбой помочь решить задачки, которые он сам придумал (задание Мальвины по арифметики).

Метод мотивации и стимулирования к учебно-познавательной деятельности — приём проблемная ситуация

– Хотите помочь Буратино?

– А как вы можете ему помочь?

2. Актуализация знаний и умений:

* Дидактическая игра «Весёлый счёт».

*Дидактическая игра с мячом «Составь число 5 (6, 7, 8, 9, 10) из двух меньших». Использовать приём активизации самостоятельного мышления – у каждого ребёнка своё задание.

*Рассматривание макета задачи – пирамидки, объяснение значения каждой части. Использовать приём контроля и самоконтроля – подумай ещё раз, а ты как думаешь?

* Подвижная игра «Сделай пружинок (прыжков, хлопков, наклонов) на одну меньше (больше)». (использовать цветные предметные картинки) – здоровьесбережение.

3. Затруднение в ситуации

Метод мотивации и стимулирования к учебной деятельности — приём сюрпризный момент – Буратино с экрана зачитывает задачи.

Задача 1. «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. Что это?» Можно решить эту задачу? Почему? (приём активизации самостоятельного мышления)

Задача 2.«Я подарил Мальвине ромашки и васильки. Сколько цветов я подарил Мальвине?»

Можно решить эту задачу? Почему? (приём активизации самостоятельного мышления)

Задача 3. «Пьерро держал в руке 4 воздушных шарика, но часть из них улетела. Сколько шариков осталось у Пьерро?» Можно решить такую задачу? Почему? (приём активизации самостоятельного мышления).

Задача 4.«С одной стороны стола поставили 2 девочек, а с другой 1 мальчика. Как зовут этихдетей?» Можно решить эту задачу? Почему (приём активизации самостоятельного мышления).

Затруднение: у Буратино нет такой пирамидки, надо научить его другому способу составления задачи и решения её.

4. Открытие нового знания (способа действия)

Приём организации и осуществления учебно-познавательной деятельности с помощью словесной и наглядной передачи информации: рассматривание арифметической линейки, объяснение алгоритма нового способа записи всех структурных частей задачи на сложение и вычитание (без пирамидки) и решения задачи.

Приём мотивации и стимулирования учебной деятельности:

— Буратино не справится без вас, только вы сможете его научить решать задачи по линейке, а для этого надо сначала самим научиться.

Приём создание проблемной ситуации:

— Где взять Буратино линейку? (нарисовать самому)

Приём активизации самостоятельного мышления: выбрать цвет карандаша для выделения условия, вопроса и решения.

Музыкальная динамическая пауза «Буратино и Мальвина» — здоровьесбережение.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений детей Приём практическая деятельность детей. Придумывание задач на сложение и вычитание для Буратино по картинкам, выкладывание условия, вопроса, решения на нарисованной числовой линейке.

Предлагать 3-4 картинки, учитывать индивидуальный темп каждого ребёнка.

Приём взаимоконтроля и самоконтроля: проверь задачу у соседа, помоги соседу, расскажи как ты записал задачу, по какой картинке ты придумал задачу; предлагать затрудняющемуся ребёнку работать у доски со мной на большой линейке.

Приём мотивации и стимуляции учебной деятельности: поощрение, похвала от имени Буратино.

6. Осмысление

Беседа:

— Какой новый способ решения задачи узнали?

— Сможет ли Буратино решать так задачки?

Составление письма для Буратино про новый способ решения задачи по числовой линейки (описать алгоритм)

Источник: maam.ru