Технологическая карта занятия по математике в подготовительной группе «Арифметика для Буратино»
сухарникова елена
Технологическая карта занятия по математике в подготовительной группе «Арифметика для Буратино»
Тема занятия: «Арифметика для Буратино». Решение арифметических задач на сложение и вычитание.
Культурная практика: Познавательное развитие
Культурно-смысловой контекст: Помочь Буратино выполнить задание Мальвины по арифметике
Цель: Приобретение воспитанниками опыта логического мышления при решении арифметических задач на сложение и вычитание с помощью числовой линейки.
Задачи:
1. Продолжать осваивать с детьми анализ задач на сложение и вычитание: отличия задачи от рассказа и загадки, структура задачи, наличие каждого компонента структуры, необходимость двух числовых значений.
2. Помогать детям осмыслить связь между компонентами задачи с помощью числовой линейки, освоить алгоритм решения задачи по числовой линейке.
3. Закреплять умения детей считать в прямом и обратном порядке, навык нахождения смежных чисел в пределах 10. Знание состава чисел первого десятка из двух меньших.
4. Развивать умение выполнять задание в группе сверстников, активно действовать в условиях проблемной ситуации, развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля у детей во время работы в подгруппах и индивидуально.
Предварительная работа:
Обучение прямому и обратному счёту в пределах 10, знакомство с составом чисел от 3 до 10;формирование понятия «смежные числа», нахождение их в пределах 10; знакомство с понятиями и связью «целое-часть»; придумывание задач на сложение и вычитание, решение задач с помощью счетных палочек, по схемам; знакомство с числовой линейкой.
Оборудование:
Демонстрационный: мультимедийная установка, видео-письмо от Буратино, карточки с задачами, сюжетные картинки к задачам, большая числовая линейка, мяч, музыкальная игра «Буратино и Мальвина», схема задачи «пирамидка», предметные картинки.
Раздаточный: цветные карандаши, нарисованные числовые линейки по 4 на каждого ребёнка.
Этапы
1.Введение в игровую ситуацию
Звучит знакомая мелодия из фильма «Золотой ключик».
Метод организации к учебно-познавательной деятельности — беседа по опорным вопросам:
— Из какой сказки эта мелодия?
— Что случилось с Буратино?
— Почему он попал в Страну дураков?
— Кто помогал Буратино?
Метод мотивации и стимулирования к учебной деятельности: приём проблемная ситуация – звучит видео-послание от Буратино с просьбой помочь решить задачки, которые он сам придумал (задание Мальвины по арифметики).
Метод мотивации и стимулирования к учебно-познавательной деятельности — приём проблемная ситуация
– Хотите помочь Буратино?
– А как вы можете ему помочь?
2. Актуализация знаний и умений:
* Дидактическая игра «Весёлый счёт».
*Дидактическая игра с мячом «Составь число 5 (6, 7, 8, 9, 10) из двух меньших». Использовать приём активизации самостоятельного мышления – у каждого ребёнка своё задание.
*Рассматривание макета задачи – пирамидки, объяснение значения каждой части. Использовать приём контроля и самоконтроля – подумай ещё раз, а ты как думаешь?
* Подвижная игра «Сделай пружинок (прыжков, хлопков, наклонов) на одну меньше (больше)». (использовать цветные предметные картинки) – здоровьесбережение.
3. Затруднение в ситуации
Метод мотивации и стимулирования к учебной деятельности — приём сюрпризный момент – Буратино с экрана зачитывает задачи.
Задача 1. «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. Что это?» Можно решить эту задачу? Почему? (приём активизации самостоятельного мышления)
Задача 2.«Я подарил Мальвине ромашки и васильки. Сколько цветов я подарил Мальвине?»
Можно решить эту задачу? Почему? (приём активизации самостоятельного мышления)
Задача 3. «Пьерро держал в руке 4 воздушных шарика, но часть из них улетела. Сколько шариков осталось у Пьерро?» Можно решить такую задачу? Почему? (приём активизации самостоятельного мышления).
Задача 4.«С одной стороны стола поставили 2 девочек, а с другой 1 мальчика. Как зовут этихдетей?» Можно решить эту задачу? Почему (приём активизации самостоятельного мышления).
Затруднение: у Буратино нет такой пирамидки, надо научить его другому способу составления задачи и решения её.
4. Открытие нового знания (способа действия)
Приём организации и осуществления учебно-познавательной деятельности с помощью словесной и наглядной передачи информации: рассматривание арифметической линейки, объяснение алгоритма нового способа записи всех структурных частей задачи на сложение и вычитание (без пирамидки) и решения задачи.
Приём мотивации и стимулирования учебной деятельности:
— Буратино не справится без вас, только вы сможете его научить решать задачи по линейке, а для этого надо сначала самим научиться.
Приём создание проблемной ситуации:
— Где взять Буратино линейку? (нарисовать самому)
Приём активизации самостоятельного мышления: выбрать цвет карандаша для выделения условия, вопроса и решения.
Музыкальная динамическая пауза «Буратино и Мальвина» — здоровьесбережение.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений детей Приём практическая деятельность детей. Придумывание задач на сложение и вычитание для Буратино по картинкам, выкладывание условия, вопроса, решения на нарисованной числовой линейке.
Предлагать 3-4 картинки, учитывать индивидуальный темп каждого ребёнка.
Приём взаимоконтроля и самоконтроля: проверь задачу у соседа, помоги соседу, расскажи как ты записал задачу, по какой картинке ты придумал задачу; предлагать затрудняющемуся ребёнку работать у доски со мной на большой линейке.
Приём мотивации и стимуляции учебной деятельности: поощрение, похвала от имени Буратино.
6. Осмысление
Беседа:
— Какой новый способ решения задачи узнали?
— Сможет ли Буратино решать так задачки?
Составление письма для Буратино про новый способ решения задачи по числовой линейки (описать алгоритм)
Источник: