Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Украшение кокошника»

Анна Иотко
Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Украшение кокошника»

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Украшение кокошника»

Воспитатель МДОАУ детский сад № 3 города Зеи Иотко А. В.

Тема. Украшение кокошника

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Цель. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательная область – «Художественно – эстетическое развитие»

Образовательные: продолжать учить детей использовать в аппликации метод обрывания бумаги, закрепление приема скатывания шариков из салфеток.

Развивающие: развитие художественного вкуса, творческих способностей.

Воспитательные: воспитание интереса к русской народной культуре.

Образовательная область – «Познание»: знакомство с русским национальным головным убором – кокошником

Образовательная область «Речевое развитие»: обогащать и активизировать словарь детей (кокошник, кокошница).

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»: развитие эмоциональной отзывчивости, целенаправленности собственных действий.

Образовательная область «Физическое развитие»: закрепление выполнения движений в малоподвижной игре.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Аленка – маленка», малоподвижной русской народной игры «Палочка – стукалочка».

Материал: слайды на тему «Русский национальный головной убор – кокошник», мультимедиапроектор, кукла в русском национальном костюме, кисти, клей, салфетки, цветная бумага, разрезанные на четыре части бумажные салфетки, готовые вырезанные фетровые цветы, шаблоны кокошников.

Ход занятия

Воспитатель (В): Закройте глаза и посчитайте до трех

Дети закрывают глаза и считают до трех

В. Открывайте глаза. Мы с вами чудесным образом оказались в одной из мастерских в городе мастеров на все руки. А вот и хозяйка этой мастерской.

В. (говорит от имени куклы)

Здравствуйте, детишки:

Девчонки и мальчишки

Спасибо, что мимо не прошли

Ко мне в гости зашли

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь!

В. Какая интересная девочка. И одета чудно. А что за наряд на девочке.

Дети. Девочка одета в русский народный костюм.

В. Спросим, как ее зовут.

Кто – то из детей спрашивает куклу

В. (от имени куклы) Зовут меня Алена. Друзья зовут Аленка.

В. Ребята, вам не показалось, что голос у Алены грустный?

Ответы детей

В. Что случилось у тебя?

В. (от имени куклы) Я расскажу вам одну историю, и вы поймете, почему я расстроена. В нашем городе мастеров живет волшебница Вероника. Когда – то она была веселой, доброй. Но однажды она заболела какой – то странной болезнью – перестала видеть красоту. Все вокруг кажется ей некрасивым. Она начала совершать недобрые дела. Вот недавно зашла в мою мастерскую и сдула с украшенных мною кокошников все украшения.

В. Действительно, все кокошники без украшений. Не расстраивайся, Аленка, мы что – нибудь придумаем. Ребята, как мы можем помочь Аленке?

Дети говорят о том, что могут помочь Аленке украсить кокошники.

В. Для начала, мы выясним, что такое кокошник и как его нужно украшать. Кокошник – старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Кокошники изготавливали на твердой основе, затем обшивали дорогой тканью. После этого, украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекол. Также кокошники украшали драгоценными камнями (показ слайдов, с изображениями по- разному украшенных кокошников). Этот головной убор изготавливался мастерицами – «кокошницами». Поверх кокошников часто носили шелковые и шерстяные платки (показ слайдов). Кокошники предназначались для праздников, все невесты на свадьбах надевали их.

А на праздниках народ веселился от души. Пели, играли в игры. Предлагаю и вам поиграть в русскую народную игру «Палочка – стукалочка».

Дети выбирают водящего, он становится в круг, в руке палочка, глаза завязаны. Со словами:

— Раз, два, три, четыре, пять —

Будет палочка стучать.

А как скажет:

— Скок, скок, —

Отгадай, чей голосок?

— кружится в кругу, указывая на детей. На слова: «Скок, скок» останавливается, и тот, на кого указывает палочка, берется за другой ее конец и произносить имя водящего. Водящий должен узнать, кто его позвал. Правильно отгаданный, становится водящим.

В. Итак, ребята за работу.

Дети рассаживаются за рабочие столы.

В. Верхний край кокошника мы украсим шариками, скатанными из салфеток, нижний край кокошника — кусочками цветной бумаги, которые получаться у вас путем обрывания (показ образца). Подготовим пальцы к работе, поиграем в пальчиковую игру «Аленка – маленка».

Аленка-маленка Шустра, быстра: Хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок.

Воды наносила, Сарафан дошила, Носок довязала, Ягод насбирала, Песню допела, Везде поспела, Загибают пальчики по одному, начиная с больших.

В охотку ей дело. Хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок.

Выполнение аппликации детьми под русские народные мелодии.

В. (от имени куклы) У вас получились очень красивые кокошники. Спасибо вам за помощь.

В. Ребята, вы отлично поработали. Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем до свидания Аленке (дети говорят до свидания). Закроем глаза, посчитаем до трех.

Дети закрывают глаза, считают до трех.

В. Вот мы и в детском саду. Какое доброе дело мы сделали? (Ответы детей). Да, день прошел не зря – мы сделали доброе дело. Я вами очень горжусь.

Источник: maam.ru