Современные гаджеты и их влияние на детей

Ляйсан Усманова
Современные гаджеты и их влияние на детей

Компьютер и дети — это тесная связь, которая с каждым годом становится все прочнее, а детки все раньше осваивают современную технику. В некоторых семьях, как только ребёнок научился сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт с вопросами, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации.

Однако, это занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия.

Есть два противоположенных мнения: одни родители — за, а другие категорически против.

Минусы, безусловно, есть. Во-первых, ухудшается здоровье: если ребенок часто сидит в интернете или играет в компьютерные игры, то ухудшается зрение.

Возникает синдром «сухого глаза». Это связано с тем, что из-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает. Дети очень увлекаются игрой или просмотром мультфильма. В результате слезная пленка высыхает и источается. Появляется ощущение сухости или «песка» в глазах, с которым дети борются своеобразно — начинают тереть их грязными руками, что, в свою очередь, может привести к различным заболеваниям.

Близорукость. Если ребенок систематически держит экран на маленьком от себя расстоянии. Глаза вынуждены постоянно повышать резкость изображения, что чревато спазмом зрительных мышц. Оптимальное расстояние между глазами и монитором — 60-70 см.

Как утверждают специалисты, у детей в раннем возрасте зрение «садится» очень быстро, примерно, за полгода, а вот восстановлению поддается не всегда.

Еще один минус — малоподвижный образ жизни. Дети, которые постоянно играют в планшетный компьютер или ноутбук, практически не двигаются, и сидят, зачастую, сутулясь. Все это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой.

Наконец, интерактивные развлечения нередко приводят к головным болям, поскольку статичное напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи. От этого сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу. Отсюда и головные боли, которые проходят только после хорошей физической разминки или активной прогулки на свежем воздухе.

Минусы, безусловно, и в нанесении ущерба психическому здоровью.

Во-первых, это отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада.

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями.

Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Но речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков. Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами.

В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации». Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро отвлекаются, переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений

Еще один минус — повышение детской жестокости и агрессивности. Раньше драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т. е. побеждённым. В наше время победитель с удовольствием бьёт лежачего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются всё реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным.

И, наконец, детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать. Но, с другой стороны, такая зависимость появляется только в том случае, если у малыша нет альтернативных интересов.

Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями, он достаточно легко обходится без гаджетов.

Неужели всему виной экран и компьютер? Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, не готовым адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда гаджеты подменяют для маленького ребёнка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, они, безусловно, оказывают мощное влияние на становление психики ребенка.

Итак, сказанное выше не означает призыва исключить компьютер, планшет из жизни детей. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве экран несёт в себе серьёзную опасность.

Просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помочь детям осмыслить происходящие на экране события и сопереживать героям фильма.

Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности — рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок.

Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет, когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не главным воспитателем.

Вы – главный пример для ребенка! Лучше смотреть мультфильмы и играть в игры вместе с ребенком. Пусть это станет семейным ритуалом. Выбирайте мультфильмы и игры, где нет насилия в содержании, неадекватного и агрессивного поведения героев по вашему мнению. Советские мультфильмы полезно сочетать с современными.

Главное, чтобы игры и мультфильмы стали для ребенка источником новой и полезной информации, а ваше присутствие, разъяснение и комментирование мультфильма или игры – еще одним увлекательным семейным занятием.

Интернет – источники:

https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-sovremennie-gadzheti-i-ih-vliyanie-na-detey-866624.html

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/394485-konsultacija-dlja-roditelej-na-temu-sovremenn

Источник: maam.ru