Личностно-ориентированный подход в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях по физическому воспитанию

Юлия Филимонова
Личностно-ориентированный подход в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях по физическому воспитанию

Филимонова Юлия Борисовна инструктор ФИЗО СОГБОУ «Прогимназия «Полянка» г. Смоленск

Личностно-ориентированный подход в ДОУ на занятиях по физическому воспитанию

Личностно-ориентированный подход — это такой подход, где во

главу угла ставится личность дошкольника, ее самобытность, самоценность,

субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с

содержанием образования. (Якиманская И. С.)

С позиции личностного подхода — личность должна стать в собственном

смысле слова содержанием воспитания. Конечная цель обучения и

воспитания — развитие личностных качеств, личностной сферы

воспитанника.

Личностно-ориентированное образование смещает основные акценты

воспитательной работы в сторону усилий самого ребенка. В этом аспекте

воспитание понимается как процесс формирования ценностно-ориентиро-ванных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоз-зрения. В процессе воспитания здорового образа жизни у детей развивается устойчивое и, вместе с тем, осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенс-твованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей.

Таким образом, целью моей работы является: рассмотреть влияние

особенностей личностно–ориентированного подхода на формирование

технологии здоровьесберегающей образовательной среды в организации

занятия по физической культуре.

Для достижения поставленной нами цели необходимо:

— определить задачи личностно-ориентированного воспитания в

физической культуре;

— раскрыть сущность личностно – ориентированного обучения;

— выявить основные требования к личностно – ориентированному

занятию физической культурой;

— рассмотреть примеры организации личностно – ориентированных

занятий физической культурой.

Задачи личностно-ориентированного воспитания в физической культуре:

— формирование знаний по физической культуре (образовательная

деятельность);

— формирование здорового образа жизни (оздоровительная

деятельность)

— формирование умений, двигательной подготовленности

(развивающая деятельность);

— формирование культурологических стремлений и социально

значимых качеств личности (воспитательная деятельность).

Сущность технологии личностно-ориентированного физкультурного образования в образовательном процессе.

Под личностно-ориентированным физкультурным образованием

понимается целенаправленное физическое формирование человека

посредством развития его индивидуальных способностей. Содержание

личностно-ориентированного обучения — это совокупность педагогических

технологий дифференцированного обучения двигательным действиям,

развитие физических качеств, формирование знаний и умений, которые

обеспечивают достижения физического совершенства.

На современном этапе развития образования улучшить ситуацию по

оздоровлению учащихся поможет переход от авторитарных, групповых

подходов в физическом воспитании дошкольников к личностно-ориентированным методам обучения и воспитания, базирующихся на индивидуальных возможностях.

Задача инструкторов ФИЗО заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, сознательно относиться к выполнению тех или иных физических

упражнений, способствовать сохранению и укреплению здоровья,

т. е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и

воспитании. От этого, в конечном счете, зависит и будущая физическая

деятельность человека: сможет ли он самостоятельно заниматься спортом,

приживутся ли в его семейном круге занятия физкультурой.

Для инструктора очень важно правильно организовать занятие

физической культуры, т. к. оно является основной формой педагогического

процесса.

Основные требования к личностно – ориентированному подходу на занятиях по физической культуре.

При планировании и проведении занятия необходимо опираться на

основные современные требования к занятию физической культуре с

комплексом здоровьесберегающих технологий:

— рациональная плотность урока;

— включение в занятие вопросов, связанных со здоровьем детей,;

— оптимальное сочетание различных видов деятельности;

— выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников;

— формирование внешней и внутренней мотивации деятельности

воспитанников;

— осуществление индивидуального подхода к детям с учетом личностных возможностей;

— создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;

Современное занятие физической культурой и повышение его

эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-

ориентированного обучения. Важнейшее требование к занятию физической

культурой — обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к воспитанникам с учётом состояния здоровья, пола, физического развития,

двигательной подготовленности, особенностей развития психических

свойств. Приступая к работе в сентябре выявляется уровень

физической подготовленности с помощью тестов и состояние здоровья

дошкольников (по данным медицинских карт).

Для определения нагрузки на занятии используются различные

подходы и методы: визуальное наблюдение за внешним видом детей, за манерой их поведения на занятии, которые дают представление о

степени нагрузки – учащенное дыхание, изменение цвета кожных покровов,

интенсивность потоотделения, эмоциональное состояние, качество техники

физических упражнений, осанка, поведение и т. д. Используется метод

пульсометрии – определение частоты сердечных сокращений, который

помогает оперативно судить о соответствии предлагаемых заданий

возрастным особенностям воспитанников, уровню их физического развития и

подготовленности.

Пример организации личностно – ориентированных занятий физической культурой.

Занятие проводится целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и «разведением» их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня подготовленности детей, с целью более качественного выполнения упражнения. Что позволяет создать условия для эмоционального благополучия, учесть возможности каждого воспитанника.

Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных

условиях или изменяющихся усложнённых условиях

(в зависимости от вида упражнений, а также для них увеличивается число повторений и количество пробегаемых кругов. Менее подготовленные работают в стандартных условиях, остальные в облегчённых.

Дифференцированное развитие двигательных качеств в группах разной

подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и

различных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется

разная, в результате чего уровень физической подготовленности

воспитанников существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем.

В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий,

у них остаётся больше времени для отдыха и восстановления. На занятиях

применяются стандартное оборудование и мелкий инвентарь

(гимнастические палки, скакалки, обручи и др., проводятся занятия с музыкальным сопровождением, включаются элементы ритмики, дыхательные упражнения.

Это позволяет увеличить моторную плотность занятий и сделать их более

интересными.

В практике физкультурно-оздоровительной работы широко

применяются соревновательные и игровые технологии, помогающие решать

не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения.

В игре и через игровое общение у дошкольников проявляется

и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир,

адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от

сознания человека работают различные группы мышц, что так же

благотворно влияет на здоровье.

Обязателен контроль физической нагрузки каждого ребенка по частоте

сердечных сокращений перед началом занятия и после нагрузок различного

характера.

Особое внимание на занятии уделяется детям с избыточным весом

и физически слабым, которые не желают заниматься из-за своей

неловкости. Для них снижается нагрузка, уменьшается время выполнения

заданий, их объём, интенсивность, количество повторений, темп движения;

даются более простые подводящие и подготовительные упражнения,

разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха.

Обязательно проводится индивидуальная работа с детьми, у

которых не получается выполнение того или иного двигательного действия.

Индивидуальная работа на разных этапах занятия способствует сохранению физического, нравственного и социального

здоровья обучающихся.

Этот метод работы осуществляется только при наличии воспитателя.

Оценка физической и технической подготовленности обучающихся.

При оценке физической подготовленности ребенка учитываются как

максимальный результат, так и прирост их результата. Причем

индивидуальные достижения (т. е. прирост результатов) имеют приоритетное

значение. При оценивании должны учитываться и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Также применяются методы поощрения, словесные одобрения. Одних ребят надо убеждать в собственных

возможностях, успокоить, подбодрить; других — сдержать от излишнего

рвения; третьих — заинтересовать. Всё это формирует у дошкольников

положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для

общественной активности.

Дети, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются, в основном, по выполнению доступных им двигательных действий. Они направляют свои усилия на преодоление самого себя, на соревнование с самим собой, на познание самого себя. Ребенок должен понимать, что он бегает и прыгает не ради достижения какого-то результата, а ради того, чтобы быть здоровым. Таким образом, предлагаемая методика учитывает

психологические и физические особенности воспитанников.

Обеспечение дифференцированного подхода с учетом

их физического развития и двигательной подготовленности; достижение

высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности,

образовательной и инструктивной направленности занятия; формирование у

обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими

упражнениями — всё это важнейшие требования современного занятия

физической культурой.

Вывод.

В связи с этим личностно-ориентированный подход понимается как:

— индивидуальный подход педагога к каждому ребенку, помогающий

ему в осознании себя личностью с определенными возможностями,

стимулирующими самостановление, самоутверждение и самореализацию;

— использование и активизация внутренних саморегулирующихся

механизмов развития личности;

— создание условий для самовоспитания, самосовершенствования и

саморазвития личности в контексте обучения, здоровья, физической

активности;

— создание условий для формирования у детей своего

собственного отношения к окружающему миру, к самому себе, к своей

деятельности;

— организация образовательного процесса с задействованием единства

эмоциональной и мотивационной сферы личности;

— образовательный процесс, критериями эффективности которого должны

являться условия его организации, обеспечивающие здоровье и качество

образования в сфере физического воспитания.

В реализации личностно-ориентированного подхода у дошкольников

формируется уверенность в своих силах, а это является фундаментом воспитания волевых, нравственных, интеллектуальных качеств личности.

Источник: maam.ru