Сохранение, укрепление здоровья детей и развитие физических качеств в предшкольном детстве в условиях детского сада
Юлия Вальтер
Сохранение, укрепление здоровья детей и развитие физических качеств в предшкольном детстве в условиях детского сада
Сохранение, укрепление здоровья детей и развитие физических качеств в
предшкольном детстве в условиях детского сада
Люди должны осознать, что здоровый образ жизни –
это личный успех каждого.
Президент РФ В. В. Путин.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из главных задач является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста обусловлена тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе.
Никто не станет отрицать, что от состояния здоровья во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.
В процессе воспитания детей уже с раннего возраста им необходимо прививать навыки здорового образа жизни, что поможет предотвратить риск нежелательных последствий. В первую очередь нужно создать безопасную, здоровую, комфортную среду для пребывания детей в учреждении:
• обеспечение качественной питьевой водой;
• средствами санитарии и гигиены;
• услуги по охране здоровья и обеспечению полноценного питания;
• санитарное просвещение.
Задачи, поставленные стандартом ФГОС:
-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
-формирование общей культуры воспитанников, развития нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
-обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организованных форм уровня дошкольного образования;
-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
-обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
В нашем детском саду ставим перед собой задачи:
• расширение и углубление знаний дошкольников в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения;
• приобретение умений и навыков, формирующих устойчивую потребность дошкольников быть физически и психически здоровыми;
• повышение мотивации к двигательной деятельности, к здоровому образу жизни;
• рост уровня физического развития дошкольников, развитие музыкального слуха, чувства ритма;
• профилактику инфекционных заболевание и возможное исправление отклонений в физическом развитие ребенка, в первую очередь опорно — двигательного аппарата и сосудисто — респираторной системы.
В детском саду созданы необходимые условия:
оборудован физкультурный зал; тренажёрная комната; спортивные площадки; физкультурные уголки в каждой возрастной группе; работают квалифицированные специалисты;
Невозможно решить все эти задачи без соблюдения целого комплекса мероприятий: режима дня, назначение рационального питания, закаливающих мероприятий и систематических физкультурных занятий.
Важнейшее условие детского сада — соблюдение режима.
Режим — это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сна, приема пищи, бодрствования.
В нашем дошкольном учреждении режим дня строится в соответствии с возрастом детей. Мы пытаемся донести до родителей важность именно этого условия для здоровья ребенка.
Так как, к сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку.
Для решения стоящих перед нами задач, используем различные формы работы:
утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультпаузы и физ. минутки, пальчиковая гимнастика, точечный массаж, гимнастика пробуждения после дневного сна.
Самостоятельная двигательная активность детей в группе, стретчинг, организованная и самостоятельная деятельность детей на прогулке, физкультурные досуги, развлечения, праздники, неделя Здоровья, Олимпийская неделя, занятия хореографией, физкультурные досуги, развлечения, праздники с родителями.
Утренняя гимнастика решает следующие задачи:
— повышение эмоционального тонуса детей;
— активизация мышечного тонуса детей путем комплексного физического и закаливающего воздействия на их организм.
Физкультурные занятия являются основной формой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и решают целый комплекс задач:
— удовлетворяют естественную потребность детей в движении; — развивают физические качества детей; — формируют основные двигательные умения и навыки детей;
— обеспечивают развитие всех систем и функций организма ребенка, повышая уровень резистентности его защитных свойств;
— обеспечивают рост физической подготовленности ребенка в соответствии с физическими возможностями и состоянием его здоровья
Важнейшим условием результативности обучения является преемственная связь физкультурных занятий. Наш детский сад использует в своей работе программу «От рождения до школы» поэтому, для проведения занятий мы используем методические пособия разработанные («Физкультурные занятия в детском саду») все предложенные ею развернутые конспекты физкультурных занятий соответствуют требованиям ФГОСД. Основная задача физкультурного воспитания — формирование здорового образа жизни, приобщение детей к регулярным занятиям физическими упражнениями, повышение двигательной активности дошкольников.
Физкультпаузы физминутки и пальчиковая гимнастика
в режиме дня решают следующие задачи:
— снижение психической нагрузки на эмоционально-волевую сферу ребенка и его сенсорные каналы (зрительный, слуховой, тактильный и двигательный);
— обеспечение эмоционально-активного отдыха детей;
— активизация мышечного тонуса детей после относительно длительного статического положения, в котором они находились во время занятия.
Закаливание.
В качестве основных средств закаливания используем естественные природные факторы:
— воздух,
— вода,
— солнечный свет.
Чтобы получить положительные результаты, мы соблюдаем основные принципы:
Постепенность увеличения дозировки раздражителя.
Последовательность применения закаливающих процедур.
Систематичность начатых процедур.
Комплексность.
Игровой стретчинг.
Отличительная особенность занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, а каждое занятие объединено общим сюжетом, который включает в себя упражнения на развитие всех каналов восприятия.
Активный отдых.
Физкультурные праздники и досуги — это неотъемлемая часть жизни дошкольников, их двигательной активности, одно из важнейших средств гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.
Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно -воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: Развитию его компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физический, инициативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, свободы и безопасности поведения.
Источник: