Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»

Ольга Волкова
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Цель:

Развивать у детей интерес к устному народному творчеству.

Задачи

Образовательные:

— Познакомить детей с понятием — устное народное творчество, увлечь его красотой, яркостью, мудростью и задором.

— Способствовать формированию выразительной интонации речи;

— Понимать смысл загадок и находить отгадку.

Развивающие:

— Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.

— Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.

— Развивать логическое мышление.

– Развивать творческие способности детей.

Воспитательные

— Воспитывать интерес к творчеству своего народа.

Словарная работа:

Активизировать в речи детей слова: потешки, колыбельные песенки, считалки, уста.

Методические приёмы:

Дидактическая игра «Ква-ква-ква», рассказывание потешек, считалок, пение колыбельных песен, загадывание загадок, вопросы к детям, исполнение песни «Пошла млада за водой», обобщающая беседа.

Оборудование:

Русские народные костюмы для детей, пазлы — «Дикие животные», иллюстрации с героями сказок, кроватка — колыбель, кукла, корзина с овощами.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание потешек, считалок, разгадывание загадок, рассматривание картин и иллюстраций.

Планируемый результат:

Вызвать рост познавательной активности и интереса к окружающему миру, умение детей проявлять творческие способности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит музыка.

В мире много сказок

Грустных и смешных

Но нельзя на свете

Нам прожить без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

(Ю. Энтин)

Воспитатель: Дети, вы любите русские народные сказки?

Дети: Да

Воспитатель: А почему сказки называются народные?

Дети: Сказки сочинял народ.

Воспитатель: Правильно, дети. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть — “народная”. Люди пересказывали сказки друг другу, с каждым разом они становилась все лучше, интереснее и мы с вами очень любим их слушать.

А сейчас я хочу проверить, как хорошо вы знаете русские народные сказки. Надо будет посмотреть на сказочных героев и назвать сказку, в которой они «живут»

Дети рассматривают иллюстрации со сказочными героями и называют сказки.

Воспитатель: Но не только сказки русский народ складывал. Издавна на Руси мамы, бабушки, няни всегда пели и рассказывали детям потешки, когда кормили, умывали, расчёсывали, укладывали спать.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем русский народ создавал потешки?

Дети: Детей потешать, развлекать, успокаивать, веселить.

Воспитатель: Ещё в народе сочиняли забавные потешки про животных. Дети, встаньте парами и подойдите к столам. Надо будет из частей собрать целую картинку с изображением животного.

Дети складывают пазлы – лиса, белка, медведь, заяц.

Воспитатель: Молодцы! Какие животные у вас получились? Давайте расскажем потешки о них.

Чтение потешек о животных, изображенных на картинках.

Воспитатель: Дети, все вы любите играть и в играх обязательно должен быть водящий. А выбрать его можно, конечно, с помощью считалки. Считалки — это короткие стихи, которые помогают детям распределять роли в игре, чтобы всем было весело и никому не обидно. Предлагаю поиграть в игру «Ква-ква-ква». Водящего выберем с помощью считалки. На кого выпадет последнее слово, тот и водит.

Подумайте, как надо рассказывать считалку, громко или тихо.

Описание игры:

Выбирают водящего. Ему завязывают глаза, а остальные становятся в круг вокруг водящего. Водящий кружится вокруг своей оси и произносит:

«Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянула ножки,

Увидала комара,

Закричала…»

При слове «закричала», ведущий указывает рукой впереди себя. Тот, на кого указал ведущий, произносит «Ква-ква-ква» (неестественным голосом, чтобы водящему было труднее отгадать). Водящий должен отгадать имя этого игрока.

Воспитатель: Дети, у нас в России, да и во всём мире, когда мамы укладывают детей спать, поют им песенки.

Как они называются?

Дети: Колыбельные песенки.

Воспитатель: Какие мелодии у этих песен?

Дети: Ласковые, спокойные, добрые, тихие.

Воспитатель: А вам мамы и бабушки колыбельные песенки пели, когда укладывали спать? Как вы думаете, зачем они их пели?

Дети: Чтобы дети побыстрее уснули.

Воспитатель: Правильно, под колыбельную дети легко и быстро засыпают и снятся им добрые и весёлые сны. А какие песенки вы поете, когда баюкаете своих кукол?

Давайте уложим спать куклу под такую песенку.

Дети исполняют колыбельные песенки.

Воспитатель: Дети, а вам нравится отгадывать загадки? Загадки появились в народе очень давно. Люди их придумывали для того, чтобы дети росли умными, учились наблюдать.

Скажите, пожалуйста, чем загадки отличаются от потешек, сказок?

Дети: В загадке всегда содержится вопрос. На загадку всегда надо найти отгадку.

Воспитатель: Посмотрите, что у меня в корзине?

Дети: Овощи.

Воспитатель:Сейчас я покажу вам овощ, а вы расскажете загадку про него.

Загадывание загадок.

Воспитатель: Потешки, считалки, загадки, колыбельные песенки, сказки — все это и называется устным народным творчеством. Устное – потому что раньше люди ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получилось устное. Народное – потому что народ придумывал, творчество – потому что сочиняли, творила сами. Вот и получилось устное народное творчество.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас всех спеть русскую народную песню

Исполнение русской народной песни «Пошла млада за водой».

Воспитатель: Все были молодцы! И заслужили угощение.

Источник: maam.ru