Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии

Эфендиева Галина Владимировна
Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии

«СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»

Подготовил педагог-психолог:

Эфендиева Г. В.

Цель: повышение эффективности работы педагогического коллектива учреждения через профилактику эмоционального выгорания.

Задачи:

— познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;

— снизить уровень эмоционального напряжения;

— содействовать активизации личностных ресурсных состояний;

— сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.

Методы: арт-терапия.

Форма работы: групповая, с использованием мини-лекции.

Категория участников: педагоги учреждения, младший педагогический персонал.

Продолжительность занятия — 1,5 часа.

Количество участников в группе 12 — 15 человек

Ожидаемые результаты:

— повышение уровня компетентности в вопросах психического здоровья;

— улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;

— повышение уровня стрессоустойчивости у педагогов;

— снижение уровня эмоционального напряжения;

— повышение работоспособности;

Оборудование: бумага А4, маркеры, фломастеры, ручки, цветные карандаши, маркерная доска, музыка, колонка.

План профилактического занятия

1. Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов (автор О. Л. Гончарова).

2. Арт-терапевтический тренинг.

3. Подведение итога.

1. Часть «Приветствие. Введение в тему. Теория»

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о профессиональном выгорании. Что это такое? Хорошо или плохо если оно есть? И как с этим бороться? В начале немного теории.

Эмоциональное выгорание — представляет собой энергетическое истощение внутренних ресурсов человека. В нашем современном мире созданы абсолютно все условия ведущие к данному состоянию и задача каждого человека найти и выбрать для себя наиболее оптимальный социально-благополучный механизм защиты себя от разрушительной силы выгорания.

Заложником выгорания может стать любой человек. Опасность выгорания заключается не только в силе, но и в направленности воздействия.

(Ведущий подходит маркерной доске, «вооружаясь» маркером свои следующие слова визуализирует рисунком).

Представим, что это обыкновенный человек. Он является маленьким винтиком в огромной системе, в нашем случае, системе образования. Человек живет, работает, старается делать и то и другое хорошо. Он стремится справляться со всеми заботами и проблемами с которыми он сталкивается. Ходит на пед. советы, методические объединения, готовит рабочие программы, конспекты, адаптируется к новым ФГОСам, вечером бежит в магазин, аптеку, готовит ужин и т. д. Всего много, но человек старается. И вот в один день, в человеке словно что-то ломается. Вроде все как всегда и опыт борьбы с трудностями есть, но что-то пошло не так.

Стали появляться сбои в выполнении уже традиционных функций т. е. забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли учащемуся планируемый вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д.). Из-за боязни ошибиться это начало сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий и появилось на этом фоне ощущение нервнопсихической напряженности. Это первая стадия выгорания.

Затем стал пропадать интерес к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо» и как результат — повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать). Это вторая стадия выгорания.

А, далее произошла полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Это означает, что наш человек достиг и взял вершину третьей стадии эмоционального выгорания.

И вот теперь возникает два закономерных вопроса: «Что теперь делать этому человеку? Как его спасти? И как не попасть на эту «вершину»?

На эти вопросы вы ответите сами в конце нашей встречи. Теория закончилась, переходим к практике.

Ведущий раздает участникам уже готовые бланки экспресс-диагностики эмоционального выгорания у педагогов (см. приложение).

Участники заполняют, сами подсчитывают баллы и делают выводы для себя. Бланки они отдадут ведущему индивидуально в конце встречи.

2. Часть «Арт-терапевтический тренинг»

«Приветствие» (3 мин)

Инструкция: задача поздороваться друг с другом, по определённым правилам. Если ведущий хлопает один раз, здороваемся рукопожатием, если два хлопка — плечами, если три хлопка — спинами.

«Знакомство» (2 мин)

Инструкция: представить себя группе, не прибегая к словам. Участники встают в круг. Каждый участник по очереди сделает шаг вперед, и не произнося своего имени, делает какой — либо жест или движение. После этого по сигналу ведущего все делают шаг к центру и повторят движение представляющего себя педагога. При этом сам участник не двигается и молча наблюдает.

«Блинчики» (3 мин)

Инструкция: участники встают по кругу. Выставляют руки вперёд, прижимая локти к телу, ладонями вверх. Первый участник делает один хлопок ладонями, а затем левой или правой ладошкой хлопает по ладошке соседа, сверху-вниз. Сосед выполняет те же движения, что выполнял первый участник. Первый участник не прекращает движения до тех пор, пока сосед не хлопнет по его ладошке.

Упражнение «Круг времени»

Цель занятия: развитие умений анализировать свои занятия и более грамотно распределять свое время.

Инструкция: участники вспоминают все свои основные ежедневные занятия, анализируют сколько времени они занимают относительно друг друга и обычного дня. Далее участники рисуют круг и разделяют его на сектора, каждый сектор своим размером будет соответствовать занятию и времени, которое было затрачено на него. У участников есть полная свобода в изображении круга и самих секторов, строгих правил нет, можно использовать различные символы, надписи, цвета. Все, что захочется внести и использовать. На рисунок ведущий выделяет10 минут.

Затем происходит обсуждение работ каждого, чем участник занимается и сколько времени на это тратит по 3-5 минут на человека — 10 минут

Сказка «Светя другим — не сгорай сам»

Цель: релаксация, осознание жизненных приоритетов ценностей.

Ведущий предлагает участникам под тихую музыку расслабиться и прослушать сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве, именно в том, в котором мы живем, жила-была одна девушка. Звали её Солнышко. Профессия её была самая лучшая в мире. Солнышко исцеляла людей, помогала им советами мудрыми и словами добрыми. Девушка она была ответственная и исполнительная. За работу принималась без отказа, делала всё, о чем бы её ни попросили. С раннего утра и до позднего вечера трудилась она, не покладая рук.

Но, почему-то дел с каждым днем становилось все больше и больше. Не стала успевать наша Солнышко выполнять их на работе. И начала привозить работу домой. Каждый вечер сидела она до самой темноты, — дела невыполненные доделывала, а чуть Заря-Заряница первые лучи на землю покажет, приезжала вновь на работу. И так день за днём. Но, к сожалению, на работе старания её не ценили, работой загружали, да ещё и ругали на чем свет стоит. Стала наша Солнышко чернее тучи. Перестала радовать её работа. Появилась ощущение своей некомпетентности и страх, что она теряет свои профессиональные навыки, а за ним пришло чувство опустошенности и отстраненности. Дома стали происходить ссоры с близкими. Не осознавала Солнышко того, что с ней происходит. Всё вроде бы так, но как-то не так. И стала Солнышко «таять на глазах»: снизился аппетит, появилось ощущение ничтожности результатов своего труда и его бессмысленности. Стали хвори да болезни разные вязаться к девице. Худо пришлось бы нашей Солнышко.

Но, тут на помощь ей, пришла Добрая Фея, жалко ей стало Солнышко, решила она исправить положение. И рассказала Добрая Фея девице следующее: «Я хочу поведать тебе об одном Мудреце, который добился в жизни больших высот. Он руководствовался неким правилом, о котором ты должна знать».

«Представь себе, что наша жизнь — это игра, построенная на жонглировании пятью шариками. Это шарики — Работа, Семья, Здоровье, Друзья и Душа, и тебе необходимо, чтобы все они постоянно находились в воздухе. Вскоре ты поймёшь, что шарик Работа сделан из резины — если- его невзначай уронить, он подпрыгнет и вернется обратно. Но остальные четыре шарика — Семья, Здоровье, Друзья и Душа — стеклянные. И если ты уронишь один из них, он будет непоправимо испорчен, надколот, поцарапан, серьёзно повреждён или даже полностью разбит. Он никогда не будет таким, как раньше. Ты должна осознавать это и стараться, чтобы этого не случилось. Работай максимально эффективно в рабочее время и уходи домой вовремя.

Посвящай необходимое время своей семье, друзьям и полноценному отдыху». Послушала её Солнышко и решила жить по-новому — уделяла необходимое время семье, домой приходила вовремя, работу на дом не приносила. Стала чаще общаться с друзьями. Нашла необходимое время и для собственной души. Расцвела, Солнышко, как маков цвет. Работа стала приносить ей удовольствие. Стали на работе её почитать, да уважать. Ведь, как говорится: «Ценность ценна, только если её ценят». Стала Солнышко жить-поживать и добра наживать.

«Вот и сказке конец. А кто слушал — молодец!».

3. Часть.

Отношение участников занятия к проведенным с ними упражнениям и играм арт-терапии. Высказывание мнений. Ответы на поставленные в начале встречи вопросы «Что теперь делать этому человеку? Как его спасти? И как не попасть на эту «вершину»?

Приложение 1

Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов

(автор О. Л. Гончарова)

Инструкция: Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

Вопросы Очень часто Часто Иногда Редко Никогда

1. К концу рабочего дня я постоянно чувствую сильную усталость

2. К концу рабочего дня я чувствую эмоциональное и физическое истощение

3. К концу рабочего дня я чувствую неосознанное беспокойство

4. К концу рабочего дня я чувствую повышенную тревожность

5. К концу рабочего дня я чувствую нервное напряжение

6. Когда я прихожу с работы у меня не хватает сил на домашние дела

7. После работы дома я очень раздражительна

8. Я долго не могу заснуть,

из-за переживаний, связанных с работой

9. Я тяжело просыпаюсь с утра на работу

10. Моя работа оказывает негативное воздействие на мое здоровье

Обработка и интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по балльной шкале:

«очень часто» — 4 балла;

«часто» — 3 балла;

«иногда» — 2 балла;

«редко» — 1 балл;

«никогда» — 0 баллов.

Чтобы определить показатель эмоционального выгорания, нужно сложить все баллы по вопросам и подсчитать общий суммарный балл.

Оценка результатов:

— суммарный показатель до 10 баллов — низкий показатель эмоционального выгорания;

— суммарный показатель от 11 до 20 — средний показатель эмоционального выгорания;

— суммарный показатель от 21 и более баллов — высокий показатель эмоционального выгорания.

Источник: maam.ru