# Сидим дома. Не скучаем. Вместе весело играем. Музыкально — дидактические игры для старших дошкольников

Наталья Гацапук
# Сидим дома. Не скучаем. Вместе весело играем. Музыкально — дидактические игры для старших дошкольников

# Сидим дома. Не скучаем. Вместе весело играем.

Музыкально — дидактические игры для старших дошкольников

«Птичий концерт»

Цель.

Развивать звуковысотный слух.

Игровой материал.

Музыкальный инструмент для подыгрывания (металлофон, молоточек, маракас, ложки).

Ход игры.

Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты.

Взрослый поёт, а дети отвечают.

Взрослый.

На берёзовой верхушке

Целый день поёт кукушка:

Дети (ребёнок).

Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

Взрослый.

А синица целый день

Поёт громко:

Дети.

Тень-тень, тень-тень!

Взрослый.

Вторит дятел:

Тук-тук-тук,

Долбя клювом старый сук.

Дети.

Тук-тук-тук!

Игру можно выполнять по ролям (инсценировать песенку).

«Сладкий колпачок»

Цель.

Развивать творческие способности: вокальные, театральные, поэтические, хореографические.

Игровой материал.

Колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров. И ещё один – для конфет.

Карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, прочитать стихи, показать мини – этюд).

Конфеты (либо другие сладкие призы).

Ход игры.

Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой — забыл. Надо колпачок обязательно найти! Взрослый предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз, и дети выполняют задание, найденное под колпачком. Под последним колпачком – угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где — то спрятан.

«Музыкальная шкатулка»

Цель.

Развивать исполнительские способности (без сопровождения, музыкальную память.

Игровой материал.

Красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указывается название песни и композитор).

Можно использовать известные детские песенки, а также песни из мультфильмов и сказок (с последующим определением названия мультфильма или сказки).

Ход игры.

В шкатулке помещаются несколько карточек. Дети по очереди достают карточки и передают их взрослому, называя музыкальное произведение и композитора (название мультфильма, сказки) Песни исполняются без музыкального сопровождения: всей группой детей, детей и взрослых, индивидуально.

«Кулачки, ладошки, ножки»

Цель.

Развивать ритмический слух, исполнительские способности.

Ход игры.

Вариант 1.

Трое детей («кулачки», «ладошки», «ножки») поют песенку, поочерёдно или вместе, выполняя определённый ритмический рисунок: кулачками, ладошками, ножками.

Альтернативные варианты.

Двое детей и взрослый, двое взрослых и ребёнок.

«Певец — попугай»

Цель.

Развивать умение детей самостоятельно и быстро вспоминать знакомые песни. Исполнять песни без сопровождения, индивидуально и по очереди.

Оборудование.

Разноцветный мяч.

Ход игры.

Дети стоят в кругу, в центре которого — разноцветный мяч. По считалке выбирают водящего:

Раз, два, три!

Быстро в круг выходи.

Бери мяч, запевай,

С попугаем поиграй!

Выбранный водящий выбегает в центр круга, берёт мяч в руки и говорит:

Ты, «певец- попугай»,

За мной точно повторяй,

Повторяй, не зевай

И красиво допевай!

Затем водящий поёт куплет или припев любой песни. Закончив пение, он бросает мяч одному из детей, а сам остаётся на месте. Ребёнок, поймавший мяч, становится теперь «певцом — музыкантом». Он повторяет пропетый водящим фрагмент песни и допевает следующий куплет. «Певец — попугай» занимает место водящего, а тот становится в круг к играющим. При повторении игры исполняется следующая песня.

(Л. С. Ходонович. «Путешествие в мир музыки», с. 25)

«Повторяй за мной»

Цель.

Развивать ладовое чувство.

Оборудование.

Эмоциональные открытки, изображающие эмоции радости, грусти, важности, сердитости, нежности.

Игровое задание.

Взрослый предлагает послушать и отгадать загадку.

На зов ответит зовом,

На слово – тем же словом.

На смех ответит смехом,

Зовётся оно. (эхом)

Предлагается послушать звукоподражание «Ау» в вокальном исполнении взрослого: с интонацией грусти, радости, важности, сердитости, в разных ритмических и звуковысотных соотношениях (громко, быстро, радостно, тихо, медленно, печально).

Затем рассмотреть карточки, соответствующие ритмическим рисункам звукоподражаний, затем воспроизвести слоги, сопровождая из хлопками или другими звуковыми жестами.

По просьбе взрослого самостоятельно воспроизвести звукоподражание «Ау» с интонацией грусти, радости, важности, сердитости в разных ритмических и звуковысотных соотношениях, затем пропеть (громко, быстро, радостно, тихо, медленно, печально);

Подобрать открытки, изображающие эмоции радости, грусти, важности, сердитости, нежности.

(Г. А. Никашина. «В мире фантазии и звуков», стр. 21)

«Башмачки»

Цель.

Развивать ритмический слух. Закреплять знание жанров музыки.

Материал.

Фонограммы музыкальных произведений, эмоциональные открытки.

Игровое задание.

Взрослый предлагает послушать рассказ, затем – музыку, определив её характер. Потом нужно выбрать открытки, соответствующие эмоциональному содержанию музыки (радость, грусть, важность, нежность, взволнованность, спокойствие и т. д.) Далее необходимо определить характер шага, соответствующий музыке (спокойный, важный, суетливый, бегущий и т. д.) Наконец, воспроизвести характер ходьбы под музыку.

Загадка.

Всегда послушен моде,

Как зеркало блестит,

Завязанный он ходит,

Развязанный — стоит,

Догадаться же пустяк,

Что зовут его… (башмак)

Жили — были старые башмаки. Много дорог они прошли: ходили по горам, бегали по тропинкам, шлёпали по лужам, скользили по снегу, встречая повсюду другие башмаки. Одни из них важно скрипели, другие, легко подпрыгивая, смеялись, а вот остальные…

Давайте послушаем музыку и расскажем, какими были остальные башмаки.

Музыкальные произведения:

Л. Бетховен, «Марш».

Г. Левкодимов, «Грустно».

Г. Левкодимов, «Полька».

(Г. А. Никашина. «В мире фантазии и звуков», с. 87)

Если нет записей музыкальных произведений, можно использовать детские песенки различного характера.

Игра – моделирование «Волшебный веер»

Цель.

Развивать воображение и творчество, закреплять знание жанров музыки, формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам музыкального искусства.

Оборудование.

Кукла, корзиночка, веера, сложенные из цветной двусторонней бумаги,

по количеству играющих детей и взрослых.

Ход игры.

Взрослый показывает куклу с веером и корзиночку с веерами для детей.

Кукла говорит: «Дружок,

Становись со мной в кружок!»

Значит, нас, детвора,

Ждёт весёлая игра!

Есть у куклы Кати волшебный веер. Да не один, вот как много.

(Раздаёт детям веера, куклу сажает рядышком).

Веер может превращаться в различные предметы. Подумайте, что ещё можно сделать из веера, как его можно сложить?

В этой игре нам поможет музыка. Музыка бывает разная. Какие вы знаете музыкальные жанры? (Ответы детей).

Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка — веер станет гармошкой.

(О. Н. Анцыпирович, О. Н. Зыль. «Музыкально — эстетическое развитие детей дошкольного возраста», с. 22)

«Непоседливые блюдца»

Цель.

Развивать тембровый и динамический слух.

Материал.

Чайные блюдца, десертные ложки, крышки заварочных чайников, колокольчики, металлические трубочки.

Игровое задание.

Взрослый предлагает:

— послушать перезвон блюдец;

— выявить характер и сенсорные особенности звучания (нежный, спокойный, задумчивый, тихий, высокий);

— подобрать тембровые интонации, похожие на перезвон;

— имитировать интонациями звучание блюдца на слоги «цзинь», «дзень», «трень», «брюль»;

— послушать рассказ.

Блюдца были очень непоседливыми. Однажды ночью все в доме уснули, только чайным блюдцам совсем не хотелось спать.

Вначале они нежно и тихо позванивали, затем беспокойно заёрзали на посудных полках: «Трень – трень — трень! Цзынь – цзынь — цзынь!» Постепенно блюдца разбудили всех своих друзей. К ним присоединились ложки, чашки, крышки чайников, тарелки. Как вы думаете, что произошло дальше?

(Ответы детей)

Варианты ситуаций:

а) затеяли тихий концерт.

Можно задать вопрос: «Почему тихий?»

б) устроили шумное представление.

в) разбушевались и упали с полок, разбились.

г) пришла важная кастрюля и всех уложила спать.

Далее детям предлагается создать и воспроизвести тембровую и динамическую партитуру тихого или шумного концерта посуды с помощью звучащих предметов или музыкальных игрушек — инструментов.

(Г. А. Никашина. «В мире фантазии и звуков», с. 27)

Благодарю за внимание!

Пусть наши дети будут здоровы и счастливы!

Источник: maam.ru