Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

галина новикова
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Благодаря современной науке, мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. На кончиках детских пальцев находится мышление и речь ребенка.

От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головы.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

— внимание;- мышление;- координация;- воображение;- наблюдательность;- зрительная и двигательная память;- речь.

У ребенка в 2-3 года вся активная деятельность сводится к игре.

Играя, он учится, развивается, растет. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и мышление малыша, на его способность мыслить. Ребенок с недостаточно развитой мелкой моторикой имеет проблемы с речью. Он может отставать и в психомоторном развитии.

В 2-3 года ребенок уже способен справляться с застежками-липучками, крупными пуговицами, проталкивать предметы в отверстия, разбирать и собирать пирамиды, рисовать, откручивать и закручивать крышечки, нанизывать бусины на шнурок и ещё много чего. И чем разнообразнее игры и занятия для ребенка, тем боле разностороннее будет развитие его рук и пальчиков.

Учитывая это, я в своей работе с малышами применяю игры и пособия, которые изготовила вместе с родителями.

Для улучшения восприятия цвета следует использовать упражнения с набором фигур (крышечки, разных по цвету, но одинаковых по величине и форме, которые нужно выделять в группы по цвету — игра «Разложи по цвету»

В своей работе с детьми в первой младшей группе я использую игры с крышечками, которые можно разложить по цвету, можно нанизывать на шнурок (мелкая моторика, выкладывать узор по заданному образцу (мелкая моторика и сенсорика)

Также крышки можно использовать на занятиях по математике: закрепление знания основных цветов: красный. желтый, синий и зеленый; количественное сравнение (один — много).

Ещё с родителями мы изготовили пособие из фетра с липучками и пуговицами (мелкая моторика,которое можно использовать и как мягкий конструктор. Из него можно собирать геометрические фигуры, дорожки, собирать цепочки. Дети учатся расстегивать и застегивать застежки – липучки, пуговицы.

Нанизывание. На шнурок дети нанизывают бусины (они должны быть достаточно крупными,не менее 12 мм в диаметре,трубочки от старых фломастеров.

Это тренирует мелкую моторику,вырабатывает усидчивость.

Моим детям нравится собирать различные несложные пазлы. Подобное занятие благотворно сказывается на развитии мышления, мелкой моторики, пространственного представления.

Игры с бельевыми прищепками. С помощью прищепок мы делаем иголки для ёжика, лучики для солнца, украшаем ёлочку и т. д. Это хорошее упражнение для мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением, небходимо для увеличения мышечной силы детских пальчиков. Для первых занятий. конечно, лучше выбирать прищепки, которые не требуют сильного нажатия.

Игры со шнуровками также помогают развивать мелкую моторику и подготавливают к освоению более сложных навыков- лепке, рисованию. Ребенок подобным образом учится концентрировать зрительное восприятие, координировать свои движения, осваивать тонкие движения пальцев рук.

Таким образом:

Благодаря пособиям, играм по развитию мелкой моторики:

— дети успешно, быстро адаптировались к саду

— умеют работать с пособиями самостоятельно, и в подгруппе

— хорошо развита моторика, поэтому дети успешно справляются с лепкой, аппликация и рисованием,

— развитие мелкой моторики поспособствовало развитию речи детей

— несмотря на ранний возраст, мои дети умеют договариваться, делиться, и взаимодействовать с друг другом в игре и вне ее.

Конечно игр и упражнений для развития мелкой моторики, сенсорного восприятия, развития мышления очень много и они должны постепенно усложняться и быть взаимозаменяемыми.

Источник: maam.ru