Сценарий интегрированного занятия учителя — логопеда и педагога — психолога в старшей группе «Зима. Признаки зимы»

Елена Злобина
Сценарий интегрированного занятия учителя — логопеда и педагога — психолога в старшей группе «Зима. Признаки зимы»

Тема: Зима. Признаки зимы.

Цель: создать условия для развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи:

1. Образовательные:

— закрепить знания по теме «Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы. Зимние забавы»;

— практиковать в согласовании имен прилагательных с именами существительными, в упо-треблении в речи увеличительных суффиксов имен существительных, слов-антонимов, в состав-лении предложений с заданными словами;

2. Развивающие: развивать интонационную выразительность речи, эмоционально-выразительные движения, общую и мелкую моторику, произвольность и самоконтроль, активное внимание, воображение, память, предпосылки логического мышления; совершенствовать коммуникативные навыки.

3. Воспитательные:

— воспитывать дружелюбие, чувство взаимопомощи, инициативность;

— создавать положительный эмоциональный настрой на работу.

Оборудование: ноутбук, презентация; рисунки варежек с орнаментом (по количеству детей); по 3 разноцветных карандаша на каждую пару; листок- картинка с отличиями на зимнюю тематику.

Предварительная работа: обогащение словарного запаса по темам: «Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы».

Ход образовательной деятельности

Введение в игровую ситуацию.

Учитель-логопед. Сегодня, когда шла в детский сад, я увидела деревья в снегу, большие сугробы и вспомнила красивое стихотворение. (Слайд «Зимний пейзаж».) Послушайте:

СНЕЖОК

Н. Некрасов

— О каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так решили?

С чем сравнивает поэт снегирей?

Педагог-психолог. Сегодня мы побываем в царстве Снежной королевы, где всегда зи-ма. Закройте глазки, представьте, что нас закружила вьюга. (Звучит музыка.) Ну, вот мы с вами оказались в царстве Снежной королевы. (Слайд «Снежная королева».)

Игры и упражнения.

Игра «Будь внимателен!».

-Если я скажу «Метель!» — вы быстро побежите, «подгоняемые» ветром; если скажу «По-земка!» — побежите в полуприсяде, а если скажу «Снежинка!» — покружитесь на месте.

Звучит музыка.

Игра «Укрась слово». (Слайд «Снежки».)

Учитель-логопед. В царстве Снежной королевы очень холодно. Чтобы не замерзнуть, давайте поиграем в снежки. Тот, кому в руки попадет снежок, должен придумать слово-признак, украсить слово.

• Зима (какая) — холодная, морозная, снежная, ветреная.

• Снег (какой) — мягкий, пушистый, хрустящий.

• Снежинки (какие) — легкие, пушистые, красивые, резные.

• Лед (какой) — твердый, скользкий, опасный.

• Снежная королева (какая) — злая, красивая, равнодушная.

Игра «Кривое зеркало».

Учитель-логопед. У Снежной королевы рядом с троном очень много льдинок, но они не простые. Когда смотришь на льдинку, как в зеркало, то предмет изменяется и становится очень большим. Давайте скажем, что же можно увидеть в этих льдинках:

• Был дом, а теперь — огромный домище.

• Длинный нос — длиннющий носище.

• Злой волк — злющий волчище.

• Большая сосулька — большущая сосулища.

• Высокий сугроб — высоченный сугробище.

Речевое упражнение с движением «Снеговик». (Слайд «Снеговики».)

Педагог-психолог. Трон Снежной королевы oxpаняют снеговики.

Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот.

Никто не проедет, никто не пройдет.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает «Чужой во дворе»

(«Лепят» ком)

(«Рисуют» руками три круга, начиная с маленького.)

(Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой.)

(Разводят руки)

(Поднимают удивленно плечи)

Игра «Составь предложение». (Слайд «Снеговик-почтальон».)

Учитель-логопед. Снежная королева перепутала слова в предложениях. Надо их восстановить.

• Санках, девочка, горки, с, катается.

• Дима, на, катается, лыжах, на.

• На, шапки, снежные, деревьях.

Игра на слуховое внимание «Птицы». (Слайд «Снегири».)

Педагог-психолог. Снежную королеву не боятся только снегири, потому что они тоже любят холод. Вы сейчас будете летать, как снегири, под музыку. Если я скажу: «Снегири 2!» — вы соберетесь по два человека, если скажу: «Снегири5!» — вы соберетесь по пять человек вместе.

Дыхательное упражнение «Вьюга». (Слайд «Вьюга».)

Учитель-логопед. Чтобы вокруг было много снега, Снежная королева вызывает помощницу.

— Как зовут ее помощницу? (Вьюга.)

— Хотите устроить вьюгу?

Детям раздают пластиковые бутылочки, наполненные кусочками бумаги. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.

-Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек.

Ну вот, вьюга стихла. Снега в царстве Снежной королевы стало еще больше.

Игра на зрительное внимание. Перед вами две картинки, необходимо помочь отыскать отличия.

Дети отыскивают отличия и объясняют.

Игра «4-й лишний» (карточки)

Педагог-психолог. Чтобы мы не замерзли, поиграем в игру: на карточках надо найти лишний предмет и объяснить, почему вы считаете его лишним.

Звучит музыка. Дети на карточках находят лишний предмет.

Выход из игровой ситуации.

Вокруг себя мы повернулись,

И в детский садик все вернулись.

Рефлексия.

— В каком царстве вы побывали? (В Царстве Снежной королевы.) Что запомнилось?

— Какие упражнения вызвали интерес?

Источник: maam.ru