Сборник кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией

штульберг алена викторовна
Сборник кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Сборник кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией

Камышлов, 2020

Сборник игр, направленных на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией /сост. А. В. Штульберг – Камышлов: ГБПОУ СПО «Камышловский педагогический колледж», 2020.

Руководитель: Кочнева Г. Н. преподаватель.

Рецензент:

В основе предлагаемых материалов лежит идея использования пальчиковых игр, для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией. Данный сборник упражнений предназначен для воспитателей, логопедов дошкольных образовательных организаций, при проведении занятий, для включения данных упражнений в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией средствами игровой деятельности может быть органично включено в работу различных студий и кружков; упражнения могут быть внесены в содержание различных занятий.

©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Содержание

Пояснительная записка…

Раздел 1….

Раздел 2….

Раздел 3…

Раздел 4…

Раздел 5….

Список литературы….

Пояснительная записка

Сборник упражнений построен с опорой на требования ФГОС ДО, ООП, возрастные особенности детей данного возраста, особенности организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях.

В связи с вступлением ФГОС ДО на дошкольное образование возлагаются особые надежды. Работа, отвечающая современным требованиям ФГОС ДО, требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Актуальным направлением модернизации системы дошкольного образования является речевое развитие, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

Сборник направлен на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели.

Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики ребёнка с раннего возраста.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Известно, от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Цель сборника: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией посредством кинезиологических упражнений.

Задачи:

1. накопление опыта детей в процессе проведения кинезиологических упражнений;

2. активизация мелкой моторики у младших дошкольников посредством участия в кинезиологических упражнениях.

3. развитие умений понимания ребёнком собственных эмоций и эмоций окружающих его людей.

Сборник состоит из пяти разделов упражнений, которые позволяют включить детей в разные виды деятельности, что является необходимым для развития мелкой моторики. Данные разделы выделены в соответствии с классификацией кинезиологических методов, а также с учётом возрастных особенностей младших дошкольников. Подобранный материал будет интересен и полезен при развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с алалией.

1 раздел. Пальчиковые игры;

2 раздел. Артикуляционно-пальчиковые упражнения;

3 раздел. Упражнения с тренажёрами;

4 раздел. Кинелогические физминутки.

5 раздел. Массаж/самомассаж пальчиков

Данные разделы, как и упражнения в них, расположены в таком порядке, от простого к сложному, чтобы игры легко воспринимались детьми данного возраста.

В сборнике представлены упражнения, направленные на реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Данный сборник предназначен для многоцелевого использования: воспитателями детского сада, логопедами, родителями для организации самостоятельной игровой деятельности детей; студентами педагогического колледжа специальности 44.02.01 Дошкольного образования для прохождения «Преддипломной практики». Представленный материал будет полезен воспитателям детских садов, родителям дошкольников.

Предложенные упражнения могут использоваться в режимных моментах и непосредственной образовательной деятельности.

Раздел 1

Пальчиковая гимнастика

Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией.

1. «Домик»

Инструкция: Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает вашим действиям.

Под грибом — шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним.

(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;

средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем — дубовый стол. (левая рука сжата в кулак,

сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом — стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх,

к ее нижней части приставить кулачок правой руки

большим пальцем к себе)

На столе — тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,

изображая тарелку, правая рука изображает вилку:

И блины горой стоят — Угощенье для ребят. ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены

и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

2. Барашки.

Инструкция: Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

Захотели утром рано

Пободаться два барана.

Выставив рога свои,

Бой затеяли они.

Долго так они бодались,

Друг за друга все цеплялись.

Но к обеду, вдруг устав,

Разошлись, рога подняв.

3. Моя семья

Инструкция: Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это — мама,

Это — я,

Это — бабушка моя,

Это — папа,

Это — дед.

И у нас разлада нет.

4. Хлеб

Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальчики

А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи — Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца.

Всё мы испечем в печи Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

5. Фруктовая ладошка

Этот пальчик — апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик — слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик — абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик — груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик — ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка,начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

Показывают ладошками вокруг и на себя.

6. Дом и ворота

На поляне дом стоит,

«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,

Соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем.

7. Птички зимой

Прилетайте, птички! «Зовущие» движения пальцами обеих рук

Сала дам синичке.

«Режущие движения» одной ладони по другой

Приготовлю крошки, Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб

Хлебушка немножко. Тереть подушечки пальцев друг о друга

Эти крошки – голубям, Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью

Эти крошки – воробьям Вытянуть левую руку с раскрытой ладонью

Галки да вороны

Ешьте макароны Тереть ладонь о ладонь

8. Зимние забавы

Раз, два, три, четыре, пять Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять. «Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались, Проводим указательным пальцем пр. р. по ладони л. р.

А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой

Все в снегу домой пришли. Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

Раздел 2

Артикуляционно-пальчиковая гимнастика

Цель — развивать мелкую моторику и улучшить подвижность органов артикуляции (губ и языка) у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией.

1. Яблоки соберем в корзины.

Инструкция: Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает вашим действиям. Дети переплетают пальцы рук «корзинкой». Язык сгибают «чашечкой».

Яблоки кислые!

(Машут рукой — эх! Морщатся и слегка высовывают язык).

Дома сварим из яблок варенье

(большой палец правой руки поднимают вверх — жест одобрения.

Улыбаются и облизывают верхнюю и нижнюю губу).

Мы поставим в печь пирог

(дети вытягивают по одной руке в стороны ладонями наверх).

Очень ароматный,

(делают вдох-выдох).

Из трубы идет дымок.

(вращают кистями, поднимают руки вверх).

Он такой приятный!

(делают вдох-выдох).

Там за лесом, у реки…

(делают волнообразные движения рукой).

Пекарь Булочка живет.

(показывают руками большой живот).

По утрам печет пирог он.

(переворачивают ладони вверх-вниз).

В гости всех к себе завет.

(делают манящие движения руками к себе).

2. Под яблоней растут грибы.

Инструкция: Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает вашим действиям. Дети делают языком упражнение «грибок»: присасывают язык к небу.

У одних грибов ножки толстые…

(щепотью одной руки показывают толстую ножку,

ладонью другой — шляпку. Меняют положение рук).

Соберем грибы в корзины.

(пальцы рук переплетают «корзинкой». (Язык «чашечкой»)).

3. Упражнение «Дудочка», «Заборчик»

Исходное положение: кисти ладонями вниз.

На счёт раз: губы вытягиваются вперед, все пальцы собраны в щепоть.

На счёт 2: губы растягиваются в стороны, показывая зубы (сильно растягивать губы не следует – нужно больше тренировать их в движении вперед, пальцы врозь.

Упражнение выполнять 3-4 раза без перерыва.

4. Упражнение «Дудочка играет»

Исходное положение: губы вытягиваются вперед трубочкой («дудочка») пальцы каждой руки собираются в щепоть.

На счёт раз: дудочка двигается вправо, собранные пальцы двигаются вправо (движение двумя кистями вправо одновременно).

На счёт два: дудочка двигается влево, собранные пальцы двигаются влево (движение двумя кистями влево одновременно).

Упражнение повторяется 3-4 раза. Движения губ и кистей синхронизированны.

5. Упражнение «Расчёсочка»

Исходное положение: кисти рук ладонями вверх.

Нижние зубы касаются внешней стороны верхней губы и легко почёсывают её. Кисти рук (ладонями вверх) неподвижны, пальцы рук сгибаются-разгибаются.

Затем такое же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Пальцами рук выполняют те же движения.

6. Упражнение «Качели»

Исходное положение: рот открыт, язык лежит у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз.

На счёт раз: язык поднимается за верхние зубы.

На счёт два: опускается в и. п.

Синхронно выполняются движения ладонями вверх-вниз.

1. Упражнение «Конфетка»

Исходное положение: губы сомкнуты. Указательные пальцы рук вытянуты, остальные пальцы сжаты в кулак.

На счёт раз: кончиком языка коснуться внутренней левой стороны щеки и надавить на неё.

На счёт два: внутренней стороны правой щеки и надавить на неё.

Синхронно с движениями языка выполняются движения пальцами вправо-влево. (остальные пальцы сжаты в кулак).

8. Упражнение «Маляр»

Исходное положение: рот полуоткрыт, язык у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз параллельны столу.

На счёт раз: высунуть язык.

На счёт два: облизать верхнюю губу по кругу.

На счёт три: облизать нижнюю губу по кругу.

На счёт четыре: язык убрать, рот закрыть.

Упражнение выполняется по часовой и против часовой стрелки.

Кистями рук выполняются вращательные движения, синхронные с движениями языка.

Раздел 3.

Игры для пальчиков с тренажерами

Цель — развитие мелкой и общей моторики у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией. Развитие тонких движений пальцев рук.

Катать по столу горошины или бусины

указательным пальцем,

средним, безымянным и

мизинцем. Бусинки-горошки

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Перебирать по кругу два грецких

ореха, зажав их в ладони. Орехи

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Катать горошинки между

указательным и средним пальцами

Игра с горошком

Дома я одна скучала,

Горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать:

— Пальчик, пальчик,

мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай

И другому передай.

Перекатывать между пальцами

или ладонями шестигранный

карандаш.

Карандаш

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Вести пальчик или карандаш по

дорожкам. Дорожки

Трудно пальчик мне вести

Прямо по дорожке,

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

Я ему грожу, грожу,

Я его стыжу, стыжу,

Пальчик постыдился,

Взял и научился.

Со счетными палочками.

Нужны 4 счетные палочки. Они раскладываются на столе перед ребенком, который берет их одноименными пальцами, от указательного – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. На каждую строчку – по одной палочке. Очень длинный клюв у цапли,

2-й — 2-й

Вы длинней найдете вряд ли.

3-й – 3-й

Клювом меряться пришли

4-й – 4-й

Аисты и журавли.

5-й – 5-й

С решеткой.

Лес – решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам). На каждый ударный слог стиха делая по шагу.

«В лес идем мы погулять».

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять!

За черникой,

за малиной,

за брусникой,

за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

С пробками.

Берем пластмассовые крышки от бутылок (4штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперед шагнули.

Смена рук

И пошли по переулку

На веселую прогулку.

Смена рук

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Смена рук

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Раздел 4

Кинезиологиеские физминутки

Цель – улучшать память, внимание, пространственные представления, речь, мелкую и крупную моторику у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией.

«Молоток и полочка».

Молоток стучал, стучал,

Гвозди в доску загонял.

Колотил он с толком,

Получилась полка.

Во время чтения стихотворения (на каждую строчку) дети меняют положение рук.

Правая рука – «молоток»: ладонь повернуть к себе, пальцы крепко сжать в кулак; предплечье опустить вниз перпендикулярно полу. Левая рука – «полочка»: руку согнуть в локте и поднять на уровне груди, предплечье параллельно полу. На каждую строчку смена положений рук.

«Веселые обезьянки»

Детям предлагают левой рукой взяться за кончик носа. А правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Выполнить 4 – 6 раз.

«Ладушки-оладушки»

Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:

«Мы играли в ладушки

– жарили оладушки,

так пожарим, повернем

и опять играть начнем».

«Дом-ёжик-замок»

Соединить пальцы обеих рук парно под углом и большие пальцы соединить.

«Ёжик»

Поставить ладони под углом друг к другу. Пальцы одной руки расположить между пальцами другой руки

«Замок»

Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.

«Фонарик»

Фонарики зажглись- пальцы выпрямились. Фонарики погасли – пальцы сжались.

«Зайчик».

Указательный и средний палец вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.

Скачет зайчик по стене. И подмигивает мне.

«Стул».

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения — движения ускорять.

Ножки, спинка и сиденье —

Вот вам стул на удивленье.

«Стол».

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.). Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения — движения ускорять.

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Раздел 5.

Массаж пальчиков

Цель — развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с алалией.

1. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев рук

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимаю подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание одного пальца.

Дети любят всех зверей: большой палец

Птиц, и ящериц, и змей указательный палец

Пеликанов, журавлей средний палец

Бегемотов, соболей безымянный палец

Голубей и глухарей мизинец

Меняем руку

И клестов, и снегирей большой палец

Любят горного козла указательный палец

Обезьянку и осла средний палец

Дикобраза и ежа безымянный палец

Черепаху и ужа мизинец

2. Массаж (самомассаж) фаланг пальцев

Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог – разминание одной фаланги.

По-пу-гай мизинец

во-ро-бей безымянный

пе-ли-кан средний

со-ло-вей указательный

пти-цы Большой

А-на-нас Мизинец

аб-ри-кос Безымянный

а-пель-син Средний

ман-да-рин Указательный

фрук-ты большой

3. Массаж (самомассаж) прижимающий

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

Правая рука

Шел медведь к своей берлоге мизинец

Да споткнулся по дороге безымянный

«Видно очень мало сил средний

Я на зиму накопил» указательный

Так подумал и пошел Большой

Левая рука

Он на поиск диких пчел Большой

Все медведи – сладкоежки Указательный

Любят есть медок без спешки Средний

А наевшись, без тревоги Безымянный

До весны сопят в берлоге мизинец

4. Потягивание за кончики пальцев

Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Тянут – тянут мизинец

Бабка с дедкой безымянный

Из земли средний

Большую репку. указательный

Вот пришла бы Большой

Наша внучка, Большой

Помогла б Указательный

Собака Жучка Средний

Где же кошка? Безымянный

Мышка-крошка? Мизинец

Хоть держалась крепко, одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу

Вытянута репка!

5. «Щелчки»

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному. Затем палец отпускают и он с силой падает вниз.

Вариант 1

На каждый щелчок назвать предметы из какой-либо категории, например, стол – стул – диван – шкаф – кресло (это мебель)

Вариант 2

Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугались щелчка –

Разбежались кто куда!

6. Самомассаж мячиками для Су-Джок терапии.

Катание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцу

Я катаю колобок,

У него румяный бок,

Круглый бок, румяный бок,

Вот так чудо – колобок!

7. Массаж (самомассаж) колечками для Су-Джок терапии

Прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика к основанию 4-6 раз, нажимая на него.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

8. Самомассаж бусинками

Катание бусинки между большим и другими пальцами. На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия.

Круглую рожицу, а не косую 1-й – 2-й

Каждому пальчику я нарисую 1-й – 3-й

Пальчики, как озорные мальчишки 1-й – 4-й

Целых четыре веселых братишки 1-й – 5-й

Смена руки

Пятый братишка на голову ниже, 1-й -2-й

Только умишком и он не обижен. 1-й – 3-й

Даже такое порою бывает: 1-й – 4-й

Маленький всем четверым помогает! 1-й – 5-й

Список литературы

1. Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга. Руководство для педагогов и родителей. М., 1999.

2. Мещерякова Н. П., Зубович Е. В., С. В. Леонтьева. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. Волгоград: «Учитель», 2009.

3. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О, П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. Рязань, 2012.

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М. : Академия, 2002.

5. Сиротюк А. Л. Развитие интеллекта дошкольников. М. : Сфера, 2002.

6. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ. Сфера, 2001.

7. Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. М., 1999.

Источник: maam.ru