Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда» (средняя логопедическая группа)

Сушкова Оксана
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда» (средняя логопедическая группа)

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий (средняя логопедическая группа)

Лексическая тема «Посуда»

Тема: употребление существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Цель: учить употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Коррекционно – образовательные задачи:

1. Уточнить и расширить представления детей о посуде, ее назначении.

2. Активизировать словарь по теме.

3. Упражнять в образовании существительных при помощи суффикса

–НИЦА.

4. Тренировать в употреблении предлогов В, НА.

Коррекционно – развивающие задачи:

Развивать физиологическое и речевое дыхание; зрительное восприятие и внимание; координацию речи с движением.

Коррекционно – воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к посуде; желание помочь старшим; взаимопонимание.

Оборудование: катинки по теме «Посуда», картинки бабы Капы и гусениц, домик бабы Еапы, паровозик с тележкой, зонтик, осколки посуды.

Предварительная работа: рассматривание посуды; загадывание загадок о посуде; дидактическая игра «4-й лишний»;изготовление пособий к занятию.

Ход:

1. Орг. момент:

1) Логопед:

— Ребята, сегодня мы пойдем на день рождения. А к кому – отгадайте.

Вот загадка про меня:

На луне родился я!

Домом стала мне Земля!

Здесь теперь мои друзья.

Вместе прыгаем, играем

И делами помогаем. (ответы детей)

С кем живет Лунтик? (С бабушкой Капой). Значит мы идем к бабе Капе в гости. Как себя нужно вести в гостях? (Ответы детей)

2).Картинка бабы Капы.

– Здравствуйте, мои дорогие. Вы на день

рождения? А у меня пропала куда-то вся посуда. Остался один осколок!

Логопед: — что же нам делать? Ребята, давайте поможем бабе Капе. На осколке написано задание. Выполним его и найдем посуду.

2. Основная часть.

1) Игра «Волшебный зонтик».

На зонтике есть картинки. Поймайте картинки и ответьте – чьи картинки? Но посуду назовите ласково. Например: это ложка. Это моя ложечка.

2) Следующий осколок прикреплен к зонтику. На нем паровозик.

Логопед: — Ребята, посмотрите, еще осколок, на нем нарисован паровозик. У паровозика в тележке лежит часть слова – НИЦА. Я буду называть слово, а вы будете добавлять – НИЦА. Посмотрим, что получится.

Сахар – ница, суп – ница, хлеб – ница, конфет – ница, соус – ница, переч – ница, сухар – ница.

3) Физминутка.

Упражнение на дыхание:

— Мы с вами много путешествовали, давайте попьем чаю и отдохнем. А чай горячий! Подуем на чай (вытянуть губы трубочкой (вдох, подуть на горячий чай (выдох)

Как можно изобразить кипящий чайник? Произносить «Пых-пах-пух!»

Упражнение на координацию речи с движением:

Я чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я всем напоказ выставляю живот.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

— Эй, люди, я с вами почайпить хочу!

4) Игра «Магазин».

Логопед: — Ребята, посмотрите, нашелся третий осколок (за паровозиком). На нем написано «Магазин». Может там посуда бабы Капы?

— Ой, Вупсень и Пупсень появились. Так вот куда наша посуда пропала!

Гусеницы: — Выполните наше задание, отдадим посуду. Отгадайте, о какой посуде мы говорим. Найдите белую тарелочку с синим цветочком и красным ободком (ответы детей).

Логопед: — Ребята, Вупсень и Пупсень отдали нам посуду. Пойдемте к бабе Капе. У нее нужно поставить посуду на место.

— Никита, поставь тарелку в буфет на верхнюю полку. Куда ты поставил тарелку? (Ответ ребенка)

— Даша, поставь супницу на стол. Куда ты ее поставила? (Ответ ребенка)

— Вот мы и нашли посуду бабы Капы. Нас ждет чаепитие.

3. Заключительная часть.

Куда мы с вами ходили? Что мы делали? В какие игры играли? Какое задание было сложное? Какое задание было выполнить легко? Вам понравилось занятие?

Литература:

Н. В. Нищева «Система коррекционной работы».

Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду»

Е. А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»

Источник: maam.ru