Развивающая предметно-пространственная среда группы

Татьяна Майзель
Развивающая предметно-пространственная среда группы

Все дети, как известно разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в группе я создала условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом. Также каждому ребенку представлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в детском саду – правильная организация развивающей предметно- пространственной среды.

В группе были созданы «работающие стенды» и организованы центры активности – игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобраны таким образом, чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности; проводится работа по планомерному оснащению центров, чтобы соблюдались принципы соответствия среды:

— возрастным и индивидуальным возможностям детей;

— интересам и предпочтениям детей;

— теме, которую проходят дети группы в текущий период;

— возрастным и индивидуальным образовательным задачам детей группы.

Работающие стенды.

Чтобы научить дошкольников понимать своё эмоциональное состояние, свои эмоции и чувства и чувства других для создания эмоционально — комфортной обстановки, индивидуального подхода педагога к каждому ребенку, в группе был изготовлен стенд «Здравствуйте, я пришёл!».

Целью создания интерактивного меню на группе было: познакомить детей с блюдами, которые подаются на завтрак, обед, полдник и ужин. Рассказать какие продукты используются для приготовления этих блюд, какие витамины в них содержатся. Закрепить знания детей о днях недели и частях суток.

«Доска выбора» — один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей. Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью.

Центр звуковой культуры речи.

В центре звуковой культуры речи находятся игры на развитие фонематического слуха, дыхания, мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие выразительности речи (тембра, силы голоса) и материалы по развитию звукопроизношения. А также имеется звукобуквоград – для усвоения понятий «звук» и «буква», яркий поезд с вагончиками, обозначающий слоговую структуру слов, и сказочные гномики – для различения гласных и согласных звуков.

Центр экспериментирования и природы.

Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире с помощью наблюдения и экспериментирования. Исследования, элементарные опыты приводят к развитию устойчивых умений:

— наблюдать (температура, ветер, тучи, свойства, запахи и др.);

— ставить вопросы (Что утонет? Что будет плавать? Как тает лед);

— сравнивать (Какие семена быстрее взойдут? Какие материалы намагничиваются, а какие нет);

— классифицировать (составление гербария по видам листьев или цветов).

Центр изобразительной деятельности.

Этот центр выполняет разные функции, прежде всего, способствует развитию креативности, любознательности, инициативы у детей. Направлен на:

— развитие навыков изобразительной деятельности: рисования, лепки, аппликации;

— приобретение опыта координации руки и зрения;

— формирование представлений о свойствах и качествах различных изобразительных материалов.

— знакомство с линией, цветом, формой и текстурой;

— развитие восприятия произведений искусства, чувства гармонии и красоты, художественного вкуса.

Центр математики и конструирования.

В этом центре находятся: цифры от 1 до 10, магнитная доска с магнитами, предметные картинки, счетные палочки, формы, часы, геометрические фигуры и формы, картотека математических игр, игры на счет: на установление числа и количества предметов, игры на вычисления предметов, классификацию, измерение, сравнение. Имеются конструкторы: «Лего», конструктор «Механик», пластмассовый конструктор напольный крупный; мелкий, средний, фигурный, плоскостной, деревянный, схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

Центр сюжетно-ролевых игр.

Дети приобретают социальные навыки, когда они играют со сверстником или с несколькими партнерами вместе, споря и соглашаясь, совместно планируя и реализуя замысел. Сюжетно-ролевые игры помогают детям воспитывать в себе ответственность, развивать новые интересы, впитывать новые знания. Создавая свой собственный мир, дети овладевают миром реальным, пытаются решать реальные жизненные проблемы, проигрывают и оживляют свои переживания.

Дети сами решают, в каком центре они будут играть, что конкретно они будут делать, и какие им для этого нужны материалы. Дети многому учатся друг от друга; игровые центры и работа в малых группах дают им возможность естественного общения, приобретения самостоятельности, опыта принятия решений и выражения своих мыслей и чувств. Игры в центрах активности и обучающие занятия – это часть распорядка дня. Но большую часть времени дети проводят в самостоятельных творческих играх, исследованиях, экспериментах по основным областям развития.

Источник: maam.ru