«Развитие речи у дошкольников на основе сказок»

Бочарова Галина
«Развитие речи у дошкольников на основе сказок»

Развитие речи у дошкольников на основе сказок.

1 сл. «Сказки могут помочь воспитать ум,

дать ключи для того, чтобы войти в действительность

новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир

и одарить его воображение». Д. Родари.

2 сл. Сегодня речь дошкольника развивается в стихийных условиях (в семье, на улице).

А между тем необходимо, чтобы ребенок мог строить связные, понятные красивые предложения.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития.

Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.

3 сл. Сказка, как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного

творчества — потешек, песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка — особенность сказок.

Сказки — являют особую фольклорную форму, основанную на реальности и фантастики.

Сказки лучше рассказывать, чем читать. Знакомя детей со сказкой, воспитатель должен знать, что лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана.

Произведения русских народных сказок, нужно подбирать таким образом, чтобы они знакомили детей с разными сторонами действительности.

4 сл. Есть три разновидности сказок:

• бытовые;

• волшебные;

• сказки о животных.

Начинать можно с любой разновидности сказок. В старшей группе, например, с русских народных сказок о животных. Далее можно брать волшебные. Дети должны хорошо знать сказку, чтобы четко выделите ее основные эпизоды.

5 сл. К. Д. Ушинский пишет: «Родное слово … объясняет ребенку природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей.

Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья.

Для детей подготовительной группы нужно выбирать сказки посложнее, но также повторять в свободное время сказки пройденные. Вносить соответствующие игрушки.

6 сл. Устраивать конкурсы рисунков «Моя любимая сказка».

Важно иметь в группе набор ряжения и костюмы сказочных героев.

Рекомендуется также прослушивание сказок в грам. записи.

После рассказывания сказки необходимо проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее идейное содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились детям.

7 сл. Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:

• донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;

• воспитание любви ко всем людям и природе;

• расширение кругозора и представления о мире;

• закладывание нравственных основ и начал;

• развитие связной речи.

8 сл. Существует множество приемов.

Мы используем вопросы, так как считаем их наиболее эффективными в беседах по сказкам.

Вопросы если они разнообразны по своей направленности, помогают точнее охарактеризовать героев сказки, или помочь почувствовать детям главную идею сказки.

9 сл. При рассказывании сказок любимый прием у детей – рассматривание иллюстраций.

Предлагаем задание на дом: придумать и рассказать, какие бы картинки они нарисовали к данной сказке.

10 сл. В ходе занятий, предлагаем детям найти, открыть основные эпизоды сказки.

Например: «Репка». Вспомнить и назвать персонажей сказки, уточнить сколько было героев, во что одеты, какого цвета одежда. Потом рассматриваем иллюстрации, картинки из сказки, в свободное время выкладываем мозаику или картинки из кусочков сказки, после этого обыгрываем сказку в театрализованной деятельности, используя настольный театр или костюмы, можно атрибуты.

11 сл. Всем знакома сказка «Заяц-хваста».

Знакомя детей со сказкой, предварительно помещаю в книжный уголок книжку или отдельные иллюстрации к сказке. При рассматривании иллюстрации определяем, что это (рассказ или сказка, о чем она.

Для обыгрывания сказки подбираю игрушки имеющие отношение к этой сказке, рассматриваем их, отмечаем особенности.

Еще прием: делаем или отбираем разные геометрические фигуры одинакового цвета, соотносим их с героями сказки. Дети без труда рассказывают сказку, используя двигательный вид моделирования.

12сл. Огромное значение имеет предварительная работа, использовали игры и упражнения: «На что похоже?», «Кто как голос подает?», «Угадай и назови».

Разучивали с детьми потешки, заклички, совместно с детьми (например, в летний период) пересказывали маленькие знакомые сказки: «Курочка Ряба», «Мороз и солнце», «Заяц-хваста», «Теремок», «Репка», «Вершки и корешки» и т. д.

Выбирала и знакомила с зачинами сказки: «жили были», «в некотором царстве, в некотором государстве», «у леса на опушке», «близко ли далеко», «давным-давно».

Объясняла смысл концовки: «вот и сказке конец, а кто слушал молодец», «стали они жить, поживать и добра наживать», «и устроили они пир на весь мир».

13сл. Так же используем такой прием — изменение сказки: «покатился колобок по дорожке и прикатился в детский сад». Дети должны придумать различные варианты

14 сл. Особое внимание уделяем развитию нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок.

Существительные: великан, весна, добро, друг, дружба, мороз, награда, нужда, полдень, радость, грусть, горе, свет, счастье, труд,. , скромность, зло, порок, холод, стужа, урод, ссора, чужбина, полночь, ложь, обман, неволя, трусость, план, лень, лодырь, неудача.

Прилагательные: вежливый, высокий, дорогой, здоровый, горячий, любимый, мудрый, легкий, огромный, полезный, румяный, сильный, смелый, хитрый, хороший, низкий, холодный, старый, глупый, фальшивый, вредный, плохой, скупой, старый.

Глаголы: брать, веселиться, встречать, жить, запрещать, кричать, скучать, хвалить, грустить, огорчать, бранить, плакать, стыдить, унижать, исчезать, уважать, провожать, медлить.

Наречия: быстро, вперед, много, нежно, поздно, громко, пусто, умно, ясно, назад, тихо, редко, трудно, мало, грубо, рано, холодно, глупо, темно, врозь, порознь.

При изучении народных сказок, использую слова антонимы в игре «Скажи наоборот».

Например:

Существительные: весна – осень, восход – закат, встреча – разлука, голова – хвост, день – ночь, друг – враг, зима – лето, красавец – урод, правда – ложь, радость – горе, смелость – трусость, счастье – горе, труд – безделье, утро – вечер, храбрость – трусость, ложь – правда, жар – холод.

Прилагательные: громкий – тихий, вежливый – грубый, здоровый – больной, горячий – холодный, молодой – старый, полезный – вредный, сытый – голодный, толстый – тонкий, чистый – грязный, хороший – плохой, высокий – низкий, мудрый – глупый, дорогой – дешевый, живой – мертвый и т. д.

Глаголы: брать – отдавать, веселиться – грустить, впускать – выпускать, встречать – провожать, говорить – молчать, кричать – шептать, хвалить – бранить, хохотать – плакать, забывать – вспоминать.

Наречия: быстро – медленно, вместе – отдельно, вперед – назад, легко – трудно, много – мало, можно – нельзя, нежно – грубо, поздно – рано, тепло – холодно, умно – глупо.

15 сл. В структуре занятия можно использовать:

1. Организационный момент – загадку об изучаемой сказке.

2. Пальчиковую гимнастику.

3. Чтение или рассказывание сказки воспитателем.

4. Игры: «Один — много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Слова — друзья», «Слова — наоборот».

5. Театр «пальчиков», «театр зверей».

6. Пересказ по вопросам, совместный пересказ ребенка и воспитателя, пересказ по частям, по картинкам.

7. Игра — драматизация.

8. Инсценировка сказки.

9. Итог занятия – делаем вывод по сказке.

16сл. В процессе воспитательно-образовательной работы, стараюсь при прохождении лексических тем использовать народные и авторские сказки.

№ Лексическая тема Русские народные и авторские сказки

1 «Осень», «овощи» «Репка», «Мужик и медведь»

2 «Хлеб» «Колосок»

3 «Домашние животные» «Волк и семеро козлят»

4 «Дикие животные» «Заяц – хваста»

5 «Домашние птицы» «Петушок и бобовое зернышко»

6 «Посуда» «Лиса и журавль»

7 «Мебель» «Три медведя»

8 «Зимние забавы» «Снегурочка»

9 «Зима» «Морозко»

10 «Семья» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речи. Сказка – как сокровищница народной мысли способствует формированию связных высказываний детей, имеющих речевые нарушения.

Речевое развитие в группах отличается неравномерностью. В группе есть дети с достаточно развитой речью, с хорошим словарным запасом

В течение проведения занятия эти дети активны, включаются быстро, с интересом. Чтобы настроить детей на эмоциональный фон, можно прочитать детям начало сказки. Это помогает детям вспомнить сюжет. Однако есть дети, речь которых требует определенной коррекции и дальнейшего развития

Учить рассказывать – это значит формировать связную речь. Овладение связной речью – это длительный и сложный процесс.

Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащение словаря, формирование грамматических навыков, воспитание звуковой культуры речи.

Необходимо постоянно закреплять приобретенные детьми речевые навыки и умения.

Наша задача – научить правильно начинать сказку, передавать ее живо, интересно, логически, последовательно.

17 сл. Занятия на основе сказок требуют хорошей подготовки, творческий подход воспитателя к составлению занятий, придумыванию наглядных пособий, сюжета и мотиваций. Произведения русских народных сказок подбираются таким образом, чтобы они знакомили детей с разными сторонами действительности: явления живой и неживой природы, миром человеческих отношений, миром собственных переживаний. Например, сказка «Теремок» — небольшая по содержанию и все дети охотно участвовали в драматизации этой сказки, старались подражать движениям и голосам героев сказки, что требовало от детей интонационной и мимической выразительности. В свободное время рисовали эпизоды из сказок, лепили зайца, лису, волка, медведя.

18 сл. Я пришла к выводу, что детям сказки интересны и полезны. Занятия проходят в более оживленной форме, дети выполняют игровые упражнения, драматизируют, принимают участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что дети хотят рассказывать сказку. Дети стали более активными, используют в речи антонимы, синонимы, прилагательные, сравнения. На вопросы воспитателя стали отвечать полными, выразительными ответами.

Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки. Выстраивая картинки в определенной последовательности, применяла следующий способ: дети обнаруживают, что отсутствует какой-то важный сюжет (чаще – это третья картинка). Это активизирует воображение детей, заставляет поразмышлять над тем, что же произошло с героями. Полезно упражнять детей в составлении концовок к хорошо известным им народным сказкам. Например, читаю или рассказываю народную сказку «Заяц — хвастун» до слов: «Увидел заяц как собаки ворону треплют, и думает…». О чем именно подумал заяц, рискнул он помочь вороне или струсил, если помог, то каким образом, если не помог, то как потом оправдывался – все это сочиняли дети. И только после этого я читаю концовку сказки.

Успешно применяются мнемосхемы к сказкам.

19сл. Вне занятий полезно упражнять детей в сочинении небольших сказок на литературные тексты.

Можно предложить темы:

• «Сказка о том, как медвежонок ловил Луну»;

• «Сказка о том, как белый медведь забрел в Африку, и что из этого вышло»;

• «Сказка о том, как ежонок-грубиян и заинька-паинька путешествовали»;

• «Сказка о том, как зайчик храбрости набрался».

В планы занятий включить:

• викторины (Из каких сказок это отрывки);

• Костры горят высокие,

• Котлы кипят чугунные,

• Ножи точат булатные,

• Хотят меня зарезати.

• Стоит в поле теремок, он не низок. Не высок.

• Не плач дед не плачь баба….

Привези мне цветочек аленький…

• драматизации небольших отрывков;

• выступления поющих героев (при участии музыкального руководителя):

• чтение отрывков из сказок, по просьбе детей;

Такой набор заданий вполне подходит и для вечеров досуга. Например, при драматизации отрывка из сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха» предложить изобразить жуков, тараканов, бабочек, сверчков.

20 сл. Вывод: русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают и радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой

Источник: maam.ru