«Развитие навыков сотрудничества у детей шестого года жизни в процессе дежурства»

Ирина Сенникова
«Развитие навыков сотрудничества у детей шестого года жизни в процессе дежурства»

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЖУРСТВА

Одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека в социуме является умение взаимодействовать, общаться, сотрудничать с окружающими людьми. Основные качества личности закладываются еще в дошкольном возрасте в ходе познания окружающего мира, взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Для этого дети нуждаются в содержательных конструктивных контактах. Педагогика рассматривает личность как главную ценность социума – деятельного, созидательного субъекта познания, коммуникации, деятельности и взаимодействия. Сотрудничество опосредует передачу опыта положительного взаимодействия.

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности дежурного.

В процессе дежурства у детей воспитываются уважение к людям, эмоционально-эстетическая чуткость к окружающей обстановке; формируется бережное отношение к природе.

Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях к конечному результату.

Разнообразное образовательное содержание трудовой деятельности, регулярность и систематичность ее организации в дошкольном учреждении открывает большие перспективы для накопления детьми опыта сотрудничества со сверстниками в процессе совместного труда, но в настоящее время, остаются недостаточно исследованы все возможности трудовой деятельности в качестве, средства непосредственного развития навыков сотрудничества дошкольников.

Сотрудничество ребенка со сверстниками является необходимым фактором первичной социализации личности ребенка дошкольного возраста, одним из существенных условий ее полноценного формирования. Данный феномен рассматривается с философских, психологических и педагогических позиций.

Сотрудничество является универсальным принципом, который регулирует отношение человека к миру и другим людям. Сотрудничество, кооперативность, сотворчество, умение работать в команде есть необходимое условие полноценной деятельности человека в социуме. Сотрудничество рассматривается как механизм и средство социализации.

В ходе сотрудничества у человека складывается образ мира и свой собственный образ «Я» во взаимодействии с другими людьми. Люди согласовывают взаимные усилия, налаживают отношения и достигают общего результата. Происходят изменения в познавательной, мотивационно-эмоциальной и поведенческой сферах тех, кто участвует в сотрудничестве.

Психологическими механизмами сотрудничества с точки зрения компонентов, составляющих общение, выступают: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

На ступени старшего дошкольного возраста в общении и взаимоотношениях у детей наблюдаются качественные изменения, свидетельствующие об активном процессе их социализации. Вместе с тем, достижения в социально-личностном развитии детей и взаимодействии со сверстниками во многом обусловлены воспитательным влиянием педагогов, их умении найти методы развития и обогащения опыта общения детей.

Структурно сотрудничество можно рассмотреть с разных точек зрения. Так, с позиции психологии общения, сотрудничество включает в себя три основных компонента: коммуникативный, интерактивный и перцептивный. Коммуникативный компонент сотрудничества состоит в обмене информацией между участниками совместной деятельности. Интерактивный компонент сотрудничества включает в себя организацию взаимодействия между участниками с позиции обмена знаниями и идеями, действиями, ценностями и смыслами. Перцептивный компонент сотрудничества есть процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания.

С точки зрения деятельностного подхода, многие авторы указывают на тождественность структур сотрудничества и совместной деятельности: и то, и другое явление включают в себя общие цели, мотивы, действия и результаты. В сотрудничестве общая цель чаще представлена более частными и конкретными задачами. Взаимообусловленность цели и мотивации позволяет эмоционально обогащать опыт отношений и коллективных переживаний в педагогическом процессе. Общий результат, полученный участниками, является итоговым компонентом в структуре совместной деятельности.

Источник: maam.ru