Развитие духовно-нравственного воспитания посредством педагогической технологии «Дети-волонтеры»

Екатерина Калямина
Развитие духовно-нравственного воспитания посредством педагогической технологии «Дети-волонтеры»

Развитие духовно-нравственного воспитания посредством педагогической технологии «Дети-волонтеры»

В условиях внедрения ФГОС ДО происходит поиск эффективных и целесообразных форм, технологий работы с детьми, которые позволили бы сформировать человека с необходимым набором качеств, требуемых современными условиями труда. На сегодняшний день актуальными умениями являются: умения работать над проблемами, находить разные способы решения проблем, работать в команде. Формирование таких умений должно происходить с учетом принципов дошкольной педагогики и в адекватных возрасту ребенка формах.

В настоящее время педагогические коллективы детских садов интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

В связи с тем, что в нашем детском саду стоит такая задача, как формирование духовно-нравственного развития у детей, было принято решение реализовать педагогическую технологию «Дети-волонтеры».

Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство — это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения

Цель технологии «Дети-волонтёры» — это развитие дошкольного волонтерского движения в детском саду, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи педагогической технологии «Дети-волонтёры»:

-развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;

-создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;

-возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;

В старшем дошкольном возрасте можно реализовать технологию эффективной социализации «Дети-волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Это помогает ребятам научить малышей играть в различные игры, показывать им сказки, одеваться, лепить, рисовать и т. д.

Ребята впервые по-настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.

А также необходимо составить план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами. Кроме того, необходимо организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим инициативам:

«Научим малышей играть»,

«Научим разрешать конфликты»,

«Научим одеваться»,

«Подарим улыбку малышу». (например, настольный театр)

«Правила поведения на прогулке»

«Оказание помощи в воспитании культурно-гигиенических навыков»

«Разучивание потешек о весне»

Например, перед походом к детям младших групп с волонтёрской инициативой «Научим малышей одеваться», дети старшей группы повторяют алгоритм одевания после сна или алгоритм одевания на прогулку. Говоря о волонтерской инициативе «Подари улыбку малышу» (например, настольный или кукольный театр, подготовительный этап включал в себя: выбор сказки, подходящей по возрасту детей и чтение, и разучивание самой сказки.

При выборе оптимальной частоты посещения детьми-волонтерами младших групп, необходимо было определить частоту мероприятий. Принимаю во внимание длительность подготовительного периода и объемы изучаемого материала, оптимальный период был определен, как один раз в две недели.

Взяв за основополагающую идею — технологию «Дети-волонтеры», мною за время деятельности в детском саду, частично были реализованы некоторые волонтерские инициативы. Например, мы с воспитанниками группы «Веселый островок» посещали детей первой младшей группы «Зайчики», где помогали детям одеваться после сна, играли в игры «Поймай бабочку» и «Карусель». Помимо этого, детям второй младшей группы «Мозайка» был продемонстрирован кукольный театр по сказке «Теремок».

Дети волонтерское движение приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа 5-6 человек, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Другие присматривались. Но после того, как волонтеры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес и желание сначала попробовать, а потом тоже активно включались в работу.

Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети получают внутреннее удовлетворение, чувствуют гордость за проделанную работу. Не ждут материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.

В ходе наблюдений за реакцией детей на технологию «Дети-волонтеры», можно сделать вывод:

— участие детей в волонтерском движении помогает им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить — коммуникативный навык;

— дети учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

— дети учатся решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

Источник: maam.ru