Развитие двигательной активности у детей раннего возраста

ксения евсеенко
Развитие двигательной активности у детей раннего возраста

Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый, а приобретённый. И главной причиной этого — малая подвижность малышей. Родители стараются делать всё, чтобы ребёнок не плакал, не капризничал. Покупают игрушки, включают мультики, а теперь ещё и планшеты. Забывая, что у детей раннего возраста очень велик интерес к движениям и мы, взрослые должны поддерживать этот интерес.

В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим трудом. А именно двигаясь, дети познают окружающий мир, и приспосабливаются к новым социальным условиям.

Малыши ещё не осознают значимость укрепления здоровья, поэтому научить их заботиться о нём должны взрослые.

Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко.

Основными движениями, которыми овладевает ребёнок в раннем возрасте, являются бег, ходьба, ползание – для передвижения в пространстве, лазание и прыжки для преодоления препятствий, катание и метание для передвижения предметов.

Движения детей недостаточно согласованы, им трудно сохранять равновесие. Чтобы побуждать малышей выполнять движения используются различные подвижные игры с использованием потешек, поговорок. Игру нужно организовать так, чтобы ребёнку было интересно это делать не потому что «надо» и «полезно», а потому что ему это нравится. В играх дети не только учатся правильно двигаться, но и знакомятся со свойствами предметов, с новыми словами. Особый интерес вызывают у малышей игры с использованием разных образов и игрушек.

Чаще всего самым первым движением, которым овладевает ребёнок это ползание. Это очень полезное движение. Работает плечевой пояс, идет нагрузка на позвоночник, что благотворно влияет на развитие правильной осанки. В будущем, овладев ходьбой, дети редко пользуются ползанием. Но мы должны развивать и поддерживать у детей это движение. Здесь можно использовать игру «Проползи в воротики», «Переползи через брёвнышко», «К мышке в норку проползём, от кота её спасём» (в обруч).

Следующим движением является ходьба, хотя сейчас дети, бывает, чаще начинают ходить, пропуская период ползания. Это сильно влияет на развитие осанки, так как возрастает нагрузка на позвоночник.

При кажущейся простоте в ходьбе ребёнок не может сразу овладеть правильными навыками. При ходьбе он отклоняется то вправо, то влево. Плохо согласовывает движение рук и ног.

Чтобы вызвать у ребёнка интерес к выполнению правильных движений помогут игровые приёмы. «Идём в гости к зайке, мишке», «Пройди по дорожке». Здесь можно использовать дорожки, сделанные своими руками, а если к их изготовлению привлечь малыша – пользы будет ещё больше. Например, из пробок – дорожки, цветные коврики. Чтобы задать ритм, помогут различные слова:

Топ-топ-топ, зашагали ножки

Топ-топ-топ, прямо по дорожке.

Чтобы ребёнок не шаркал ногами при ходьбе, можно предложить ему перешагнуть через лежащие на полу верёвку, скакалку, палку.

Любимое действие у малышей это бег. Если им предложить «Догнать собачку», «Убежать от дождика» или «Подбежать к маме или папе», ребёнок с большой радостью это выполнит. Так же поможет речевое сопровождение.

Побежали ножки, прямо по дорожке,

Прибежали к маме маленькие ножки.

Очень сложным движением являются прыжки. Прыжок связан с отрывом от земли и сохранением равновесия при приземлении. Можно взять ребёнка за руки и слегка приподнимая его, приговаривать: «Высоко, высоко подпрыгнем». Самому подпрыгивать и предлагать малышу. «Попрыгаем как зайчики, воробышки»

«Мы попрыгаем немножко

Веселей пляшите ножки»

Важно помнить, что, приподнимая ребёнка, нельзя брать его за кисть, только выше запястья, так как у детей очень слабые суставы.

Можно приподнять над головой ребёнка какой-нибудь предмет и предложить: «Достань дождинку, снежинку, колокольчик».

Когда прыжки на месте будут получаться, можно перейти к прыжкам с продвижением вперёд. «Перепрыгни через верёвочку, ленточку» (положенные на пол) «ручеёк», спрыгнуть с «горки»

Много восторга и интереса вызывает у детей катание и бросание.

Вначале ребёнок бросает игрушку и следя за её падением. Затем зажимает в руке мячик и бросает его вперёд – вниз. Потом пытается катать мяч. Сев напротив, можно помочь малышу, предложив «Покатился мяч к тебе, покатился мяч ко мне». Не нужно спешить показывать все движения ребёнку – пусть он сам догадается, что ещё можно сделать, например – прокатить мяч в воротики, бросить мяч вперёд и попытаться догнать его.

«Вот как мячик покатился и назад не воротился.

Догони его скорей и в ладошках обогрей»

Известно, что малыши быстро утомляются, нередко переключаются с одной деятельности на другую, не могут долго выполнять одно и то же упражнение. Частая смена деятельности характерна для ребёнка раннего возраста. Дети тратят много силы, энергии на различные движения, в которых они ощущают большую потребность. Малыш может целый день, без остановки, ходить, бегать, играть с мячом, заниматься игрушками, подпрыгивать и т. п. Не устаёт, потому что всё время меняет характер, темп движения.

Для развития интереса у детей к выполнению движений, есть много литературы. Так у нас в группе используются аудиодиски с пальчиковыми, подвижными играми Железновой с музыкальным сопровождением. Это привлекает внимание малышей, и они с удовольствием выполняют различные упражнения.

Для развивать двигательные умения ребёнка, не спешите покупать в магазине какое-то оборудование. Попросите родителей посмотреть дома много полезных вещей. Например, из обрезков ковра или покрывала можно сделать цветные дорожки и коврики. Изготовив вязаные мячики, вы получите прекрасное пособие которое подойдёт для бросания и катания. Из бутылочек из-под йогурта получатся удобные гантельки, если наполнить их песком. Бросив подушки или пуфики на пол, вы получите прекрасное препятствие, которое ребёнок с удовольствием попытается перелезть.

Главный принцип при работе над развитием движений – нельзя заставлять ребёнка их выполнять. Нужно создать условия для того, чтобы малыш сам захотел поиграть. Но и ограничивать в движениях тоже плохо. Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы и эмоционально подавлены.

А главное условие при обучении малыша разным движениям, чтобы взрослый сам принимал в этом активное участие.

Источник: maam.ru