Раздельный сбор мусора. Технологическая карта по речевому развитию в старшей группе

Дарья Прокопьева
Раздельный сбор мусора. Технологическая карта по речевому развитию в старшей группе

Технологическая карта занятия

Образовательная область: Речевое развитие

Возрастная группа: Старшая (5-6 лет)

Тема: Раздельный сбор мусора. Составление интеллект-карты

Культурная практика: Речевое развитие

Культурно-смысловой контекст: Составить интеллект-карту

Цель: Актуализация словаря по теме раздельного сбора мусора в процессе составления интеллект-карты в речевой деятельности

Образовательные задачи: Актуализировать словарь по теме раздельного сбора мусора

Осваивать суффиксальный способ словообразования имён прилагательных

Осознать необходимость раздельного сбора мусора для сохранения природы

Развивать логическое мышление

Методы: Наглядные, словесные, игровые

Оборудование и материалы: Презентация «Раздельный сбор мусора», ноутбук, телевизор, игрушка «Экобоксик», мусор (бутылка, банка, лист бумаги, д/и «Сортировка мусора», д/и «Какой?», лист ватмана, макет «Земля просит помощи»

Раздаточный материал

(на каждого ребёнка): Цветные карандаши, клей, клеевые кисточки, салфетки, картинки с изображением мусора (стекло, бумага и др.)

Предварительная работа: Беседы «Мусор разделяй!», «Сохраним лес», д/и «Сортировка мусора», «Очисти озеро», создание макета «Земля просит помощи», сбор мусора на прогулочном участке группы.

Словарная работа: Сортировка, раздельный сбор мусора, переработка

1. Введение в ситуацию. Сюрпризный момент – игрушка Экобоксик и Мусор.

Проблемная ситуация – Мусор просит ребят найти для каждого дом.

Сможете? Хотите? Коммуникативная

Деятельность обучающихся: речевая, познавательно-исследовательская Планируемые результаты (в результате обучающиеся смогут): дети предлагают 1-2 варианта решения проблемы, высказывают желание помочь Мусору.

2. Актуализация знаний и умений.

Воспитатель совместно с детьми знакомятся с содержанием презентации «Раздельный сбор мусора»

Какой мусор бывает? Весь мусор можно переработать? Для чего необходимо перерабатывать мусор?

Деятельность обучающихся: коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая

Планируемые результаты (в результате обучающиеся смогут): дети знакомятся с содержанием презентации, отвечают на вопросы

3. Затруднение в ситуации.

Воспитатель предлагает детям произвести сортировку мусора.

Д/И «Сортировка мусора».

Получилось? Почему?

Физминутка

Деятельность обучающихся: коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая, игровая, двигательная

Планируемые результаты (в результате обучающиеся смогут): дети сортируют мусор, справляются с заданиями д/и

4. Открытие нового знания (способа действия).

В какой контейнер мы отправим стеклянную бутылку? Пластиковую бутылку?

Д/И «Какой?»

Деятельность обучающихся: коммуникативная, познавательная, игровая, речевая

Планируемые результаты (в результате обучающиеся смогут): дети предлагают ответы на вопросы и выполняют задания д/и

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребёнка. Воспитатель совместно с детьми создают интеллект-карту «Раздельный сбор мусора».

Как вы будете создавать карту? Что нам необходимо? Сколько уровней в карте будет?

Деятельность обучающихся: коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая

Планируемые результаты (в результате обучающиеся смогут): дети активно участвуют в создании интеллект-карты

6. Осмысление.

Беседа:

Что мы с вами сегодня узнали? Кому мы помогли? Какие знания нам пригодились? Для чего мы это делали? Все ли было понятно? Почему?

Вам понравилось занятие?

Деятельность обучающихся: коммуникативная, рефлексивная

Планируемые результаты (в результате обучающиеся смогут): дети называют 1-2 условия преодоления затруднения на занятии

Приложение к технологической карте №1

Физминутка

Мы по улице идём, на которой мы живём,

Мы бумажки и стекляшки собираем и кладём.

Раз в ведро, а два – в корзину,

Наклоняем дружно спину.

Если дружно потрудиться

Всё вокруг преобразиться!

Приложение к технологической карте №2

Д/И «Какой?»

Цель: освоение суффиксального способа образования имён прилагательных

Образовательные задачи: осваивать суффиксальный способ словообразования имён прилагательных, развивать внимание, словообразование.

Оборудование и материалы: карточки с изображением материалов (стекло, пластик, бумага, дерево, металл, ткань).

Ход игры.

1. Воспитатель предлагает детям карточку с изображением материала. Дети называют материал.

2. Воспитатель просит детей образовать прилагательное. Пример, это стекло. А бутылка из стекла будет какая? А стакан?

3. Дети по примеру образуют прилагательные.

4. При необходимости воспитатель помогает детям образовать прилагательное.

Приложение к технологической карте №3

Д/И «Сортировка мусора»

Цель: освоение принципа сбора и сортировки мусора.

Образовательные задачи: освоить принцип сбора и сортировки мусора, воспитывать желание и потребность соблюдения принципов раздельного сбора мусора, развивать внимание, логическое мышление.

Оборудование и материалы: контейнеры для сбора мусора (согласно классификации отходов, карточки с изображением различного мусора.

Ход занятия.

1. Воспитатель предлагает детям разложить карточки с мусором по контейнерам.

2. Дети и воспитатель проверяют правильность сортировки. При необходимости воспитатель напоминает принципы раздельного сбора мусора.

3. Дети снова сортируют карточки. Воспитатель выборочно спрашивает 2-3 детей как разделили карточки. Спрашивает почему стеклянная бутылка находится в контейнере со стеклом, а не с пластиком.

4. Затем воспитатель демонстрирует правильность сортировки, дети проверяют свою работу.

Источник: maam.ru