Развитие речи в старшей группе «Путешествие в сказку «Гуси-Лебеди»

Валентина Никулина
Развитие речи в старшей группе «Путешествие в сказку «Гуси-Лебеди»

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня на занятии мы будем много разговаривать, играть, выполнять задания.

Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии:

Один, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

2. Постановка темы НОД.

-Сегодня, ребята у нас с вами необычное занятие по обучению грамоте, мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать

В этой сказке небо синее,

В этой сказке птицы грозные.

Яблонька да речка, да и чудо-печка,

Помогите девочке, братца отыскать!

Как же сказку нам назвать? (Гуси-лебеди).

-Правильно ребята гуси-лебеди.

II. Содержательный этап.

1. Создание проблемной ситуации.

-Чтобы начать путешествие по сказке, давайте скажем волшебные слова.

Та-ра-ра – начинается игра,

Са-са-са-ждут в пути нас чудеса (звучит музыка)

-Ребята, вот мы и попали с вами в сказку (воспитатель показывает на доску, где висят декорации к сказке). Посмотрите на Аленушку, почему она плачет (ответы детей).

-Да ребята, правильно гуси-лебеди унесли братца-Иванушку. Давайте поможем Аленушке отыскать Иванушку?

-Куда гуси-лебеди его унесли? (ответы детей).

-Конечно же к Бабе-Яге. А где живет Баба-Яга. (в дремучем лесу).

-А знаете, что там творится. Вот послушайте:

2. Фонетическая зарядка

В лесу волки воют у-у-у

Шелестят большие листья ш-ш-ш

Ползают и свистят змеи с-с-с

А теперь давайте повторим вместе (дети произносят 2 раза)

В: Что мы с вами произнесли. (звуки)

-А какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)

-Расскажите о гласных звуках, что это за звуки? (Гласные звуки можно тянуть, петь.)

— А согласные звуки можно пропеть? (Нет.) Почему? (Мешают язык, губы, зубы.)

А согласные.

Согласны шелестеть, шептать, свистеть.

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

-Согласные звуки какие бывают? (Твердые и мягкие.)

В: И так ребята наше путешествие начинается.

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

Мы к яблони пришли.

Воспитатель: Давайте, спросим у яблони куда гуси- лебеди полетели, Иванушку понесли? Не отвечает. Но на яблоне висят яблочки, а на них задания, нам нужно эти задания правильно выполнить, чтобы идти дальше (воспитатель срывает яблоко и читает детям задание, показывает предметные картинки): Ребята это проделки Бабы-Яги.

Задание 1. Определите место звука А в словах.

В: Где находится звук А в начале, середине или в конце слова?

(На яблоках с обратной стороны цифры, на доске перевёрнутые картинки. На лицевой стороне цифры, картинки — арбуз, рыбка, шарик, мышка, собака).

Рефлексия: какое мы задание выполняли? Что делали? Звук «А»какой?

Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше.

В: П/игра «По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

Мы к речки подошли.

Воспитатель: Ребята, смотрите мы дошли до речки, может речка знает куда гуси-лебеди полетели? В речке плавают волшебные камушки да непростые, а с заданиями. Нам нужно правильно их выполнить, чтобы продолжать наш путь, иначе кто же спасет Ваню?

Задание 2. Разделите слова на слоги, определите, сколько слогов в каждом слове (на слух). де-ре-во, печ-ка, ре-ка, гу-си, пи-ро-ги. яб-ло-ня, из-буш-ка.

Рефлексия: что мы делали? Что нам помогало делить слова на слоги? А как еще можно, что нам поможет?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Давайте камушки опустим в воду, а сами отдохнём.

4. Звуковой анализ слова «гуси».

Воспитатель: Вот дошли мы с вами до печки. Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели? Смотрите, ребята у печки-то все готово.

Воспитатель берет пирожок (читает загадку).

Эти птицы у канавки

Часто моют свои лапки,

Убегают от Бабуси.

Кто это, скажите это?

Главные герои той

Нашей сказки не простой. (Гуси.)

В: пройдемте сядем на свои места и разберем с вами это слово.

Воспитатель выставляет картинку «Гуси». Вызывает одного ребенка к доске, остальные дети разбирают по карточкам-схемам на местах)

— Сколько звуков в слове гуси? (В слове гуси четыре звука.)

— Назовите первый звук в слове гуси (первый звук-звук г)

-Звук «г» какой, гласный или согласный? (звук г-гласный)

-каким цветом обозначается гласный звук (гласный звук обозначается фишкой синего цвета)

-Назови второй звук в слове гуууси?

-звук «у» какой? (звук у в слове гуси-гласный звук, обозначается красной фишкой)

-назовите третий звук в слове гуссси? (третий звук в слове гуси-звук сь)

-сейчас внимательно, ребята, подумайте, звук с в слове гуси, какой? (согласный, мягкий)

-фишкой какого цвета мы обозначаем согласный мягкий звук (согласный мягкий звук обозначаем фишкой зеленого цвета)

-Назовите последний звук в слове гусиии? (четвертый звук в слове гуси-звук и)

-звук и какой (звуки-гласный звук, обозначается фишкой красного цвета).

Рефлексия: Сколько в слове гуси гласных звуков. (Два.) Назовите. ([У],[И]). Сколько слогов в слове? (Два). Сколько согласных звуков в слове гуси?

В: Молодцы вы и с этим заданием справились. Всех героев сказки мы посетили, задание выполнили правильно. Ой, ребята, смотрите что это. Воспитатель находит перышко. Это гуси-лебеди пролетали, перо-то и потеряли, а на обратной стороне загадка!

На опушке,

На дорожке,

Стоит дом

На курьих ножках (изба).

Ребята, вот где Иванушка спрятан, давайте посмотрим! (заглядываем в избушку, находим Иванушку)

Воспитатель: Вот и помогли мы спасти Алёнушке братца Иванушку, а нам пора возвращаться в детский сад.

Выход из сказки.

Мы веселые ребята,

Мы ребята – дошколята

Все сегодня потрудились

Снова в группе очутились!

III.Рефлексивный этап.

Воспитатель: чем же мы сегодня занимались на занятии?

-какие задания выполняли?

-для чего мы это делали? (чтобы спасти Иванушку).

Мы с вами совершили доброе дело, хорошее?

-вам было сегодня трудно?

-вам было сегодня интересно на занятии?

Вы сегодня большие молодцы! Со всеми заданиями справились на отлично и я вам хочу подарить вот такие яблочки, которые вы раскрасите…если вам сегодня было хорошо и не трудно на занятии –в красный цвет, а если все же, что-то не получилось в зеленый цвет!

Источник: maam.ru