Программа кружка «Куничек» — народное и декоративно-прикладное искусство в детском саду

Елена Претцер
Программа кружка «Куничек» — народное и декоративно-прикладное искусство в детском саду

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры при ограничении времени на изучение искусств в дошкольных образовательных учреждениях и в школе важнейшей задачей становится интенсификация, повышение эффективности художественного образования.

Данная программа работы кружка по изодеятельности решает эту актуальную задачу, исходя из синкретичного характера народного искусства, соединив в себе такие дисциплины как изобразительное искусство и художественный труд, искусство слова. Уделяя особое внимание народному искусству, предлагается использовать его в педагогическом процессе в трёх направлениях:

o Для оформления интерьера детского сада, праздников, досугов: учитывая эстетическую значимость произведений народного декоративно-прикладного искусства, включение его в интерьер дошкольного учреждения создаёт эстетическую среду;

o Для ознакомления с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, поговорок, пословиц, колыбельных, рассматривания изделий из народных мастеров, росписи, вышивок);

o Для развития детского творчества в качестве образцов – эталонов сначала для прямого воспроизведения, а затем для творческого осмысления и применения.

Программа обеспечивает развитие у детей эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре в процессе комплексного изучения искусства с целью формирования эстетических знаний, пробуждение эстетической восприимчивости и закрепление их в творческом опыте детей. Осуществляя комплексный подход в процессе реализации данного курса, удается выявить художественно-образную систему разных типов художественного творчества: изобразительного и народного искусств, обрядово-календарных праздников. Это позволяет по-новому раскрыть связи искусства с другими дисциплинами, причем основным системообразующим компонентом выступает народное искусство. Такой подход дает возможность строить образование с учетом многовекового культурного наследия хакасского народа, реализовать связь времен, не нарушая целостность художественного развития устного фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства, по иному оценить вклад культуры народов России в общечеловеческую культуру. Программа направлена на сохранение живого наследия народов, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения.

Цель программы кружка: развитие художественно-творческих способностей детей 4-7 лет средствами хакасского народного и декоративно-прикладного искусства.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой он является.

Работа по данному направлению включает целый комплекс задач:

Создание благоприятных материально-технических и социальных условий (мини-музеи, выставки, ТСО и др.);

Тесный контакт по данной проблеме с семьёй, опора на её традиции и опыт;

Активизация работы по пропаганде патриотического воспитания средствами народного и декоративно-прикладного искусства;

Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного, доступного материала с опорой на опыт и чувства детей.

Решая данные задачи, работа выстраивается в соответствии с конкретными условиями и особенностями детей на основании следующих принципов:

1. позитивный центризм (отбор знаний наиболее актуальных для детей данного возраста);

2. непрерывность и преемственность педагогического процесса;

3. дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, эмоциональных и двигательных нагрузок;

4. деятельностный подход;

5. развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

6. бережное, уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Формы и методы проведения занятий

Программа состоит из разделов, включающих дидактические игры, упражнения и творческие работы детей. В разделе по народному искусству предполагаются разные типы занятий:

занятия-импровизации, помогающие создать условие творческого участия дошкольников в учебном процессе;

• занятия обобщающего типа;

• занятия-праздники как формы коллективной работы;

• занятие-экспериментирование.

В разделе по ознакомлению с устным народным творчеством типы занятий другие. Но везде игра и сказка рассматриваются как ведущие методические приемы в организации творческой работы старших дошкольников на занятиях.

Место программы в системе дошкольного образования

Создание кружка «Основы народного и декоративно-прикладного искусства в детском саду» вполне закономерно. Он задуман как органическая часть системы художественного и эстетического воспитания на материале хакасского народного искусства в дошкольных образовательных учреждениях.

Данная программа рассчитана на три года обучения, начиная со средней группы детского сада. В каждой возрастной группе занятия проводятся с сентября по май. Программа на год включает в себя 80 занятий (24 занятия в средней группе, 32 занятия в старшей, 24 занятия в подготовительной логогруппе детского сада).

В каждой возрастной группе предусмотрено включение в программу 8 тем (разделов):

1. Народный костюм;

2. Национальный орнамент;

3. Национальные украшения;

4. Жилище;

5. «Золотые руки мастера» — ремёсла;

6. Народные игрушки;

7. Народные инструменты;

8. Народные праздники и развлечения.

Наряду с индивидуальными занятиями предлагается в данной программе использовать коллективные формы создания изображений. В конце каждой темы рекомендуется организовывать выставку детских работ. Количество детей в группе не должно превышать 12-13 человек.

Дополнительные занятия проводятся с детьми во вторую половину дня. В средней группе детского сада занятия проводятся 3 раза в месяц и предполагают включение таких видов деятельности как рисование, аппликация и лепка; в старшей группе – 4 раза (рисование, в подготовительной логогруппе – 3 раза в месяц (рисование).

Таким образом, данная программа будет способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

№ Время Раздел Тема занятия Содержание

1. сентябрь народный костюм 1. «Мы на праздник собирались» — аппликация Рассматривание традиционного хакасского костюма, ряженье в костюмы детей и взрослого, украшение силуэта хакасского платья готовыми образцами народного орнамента.

2. «Платье для Тариночки» —

рисование

Рассматривание куклы в национальном

хакасском наряде, загадывание загадок об одежде, закрашивание силуэта народного платья, выбрав соответствующую цветовую гамму.

3. «Бабушкин платок» —

рисование пластилином Рассматривание платка как части национального хакасского костюма; рисование пластилином на заготовке с использованием декоративных приёмов в лепке (прищипывание, вдавливание, раскатывание и др.).

2. октябрь национальный орнамент 4. «Рукавички для Саяны» —

аппликация Продолжаем знакомство с художественным ремеслом изготовления национальной одежды, украшение рукавички (бархатная бумага) элементами народного орнамента, цветными нитями и яркими бусинами

5. «За волшебной ниточкой» —

рисование Рассматривание образцов народно-прикладного искусства украшаемых орнаментом. Выделение элементов росписи (трилистник, четырёхлистник и т. д.)

6. «Украсим сапожки» —

лепка (коллективная работа) Оформление заготовки элементами хакасского вылепленного орнамента (тестопластика).

3. ноябрь национальные украшения 7. «Сокровища Тарины» —

конструирование Рассматривание национальных женских украшений, беседа об их предназначении. Изготовление украшения с использованием подручного (природного) материала. Мотив – подготовка к празднику «Хуртуях».

8. «Украшение для праздника» —

рисование Рассматривание серёг как части национального украшения; рисование нетрадиционным способом (монотипия) серёг с использованием наброска (воспитатель).

9. «Сундучок бабушки Манюры» —

лепка Рассматривание украшения «Пого», его значение, элементы декора. Мотив лепки – подготовка к празднику «Хуртуях».

4. декабрь Жилище 10. «Юрта» —

аппликация-коллаж Знакомство детей с жилищем хакасов, внутренним убранством юрты, через посещение мини-музея детского сада. Коллективная работа с использованием бросового и природного материалов.

11. «О чём рассказал ковёр» —

рисование

Беседа о национальных традициях хакасского орнамента (значение цвета). Чередование элементов узора (линии, точки, трилистник и т. д., выбор цветовой гаммы.

12. «Ложечка» —

лепка Лепка ложки из пластилина.

5. январь «Золотые руки мастера» — ремёсла 13. «Золотые руки мастера» —

конструирование Знакомство детей с чеканкой. Поделка родителям подарка (узор на фольге).

14. «Волшебный узор» —

рисование Рассматривание в мини-музее посуды с элементами росписи гончарных изделий. Рисование узора на шаблонах чашки, кувшина, пиалы по выбору детей.

15. «Попьём чайку» —

лепка Знакомство детей с гончарным делом. Лепка чашки из глины (теста).

6. февраль Народные игрушки 16. «Подарки для Аяса» —

аппликация Знакомство с национальной игрушкой. Аппликация с использованием шаблонов способом «обрывания».

17. «Мои игрушки» —

рисование Рисование игрушек знакомым детям способом.

18. «Игрушки» —

лепка Рассматривание композиции игрушек в мини-музее. Лепка игрушек по желанию детей.

7. март Народные инструменты 19. «Дудочка» —

Конструирование Изготовление дудочки из трубчатого сухоцвета

20. «О чём поёт чатхан?» —

рисование Экскурсия в мини-музей народных инструментов. Слушание чатхана (фонозапись, рисование музыки с использованием приёмов нетрадиционного рисования (по-мокрому, кляксография).

21. «Бубен» —

лепка Знакомство с бубном, как атрибутом народной музыки. Лепка бубна и украшение его бусинками (бубенчики).

8. апрель Народные праздники и развлечения 22 «Праздник в гости к нам идёт» —

аппликация Украшение фрагментов народного костюма элементами народного орнамента для участия в развлечении

23. «Мы на празднике «Чыл Пазы» —

рисование Рисование берёзки с ленточками (чалома) по впечатлению от прошедшего праздника.

24. «Дорогим гостям в подарок» —

лепка Лепка кулона с использованием природного и подручного материала, а также применение полученных ранее знаний о народном орнаменте хакасского народа (тестопластика).

С
ТАРШАЯ ГРУППА (рисование)

№ Время Раздел Тема занятия Содержание

1. сентябрь Народный костюм 1. «Мы на праздник собирались» (1 часть) Продолжаем знакомство с традиционным хакасским костюмом, ряженье детей и взрослого в национальную одежду. Рисование женского платья с включением фрагментов национальной хакасской одежды (погоны, воротник, пого и т. д.).

2. «Мы на праздник собирались» (2 часть) Рисование мужского костюма с включением фрагментов национальной хакасской одежды (погоны, воротник, пого и т. д.).

3. «Одежда для куклы Аяны» Изготовление (разукрашивание) одежды для бумажной куклы. Закрепление знаний о будничной и праздничной национальной одежде.

4. Коллективная работа «Платье для Тарины» Изготовление платья в полный рост с использованием нетрадиционного рисования (по-мокрому, набрызг, печатание и т. д.). Включение элементов коллажа.

2. октябрь Национальный орнамент 5. «За волшебной ниточкой» Рассматривание образцов народно-прикладного искусства украшаемых орнаментом. Выделение элементов росписи (трилистник, четырёхлистник, ромб, завиток и т. д.)

6. «Рукавички для Сабины»» Рисование рукавички с использованием шаблона и различных контуров, подбор соответствующего орнамента.

7. «Сапожки на резвые ножки» Рисование сапожка с использованием шаблона, подбор соответствующего орнамента, цветового фона.

8. «Платок бабушки Манюры» Рисование платка. Использование в узорах усвоенные способы построения орнаментов по композиции и колориту.

3. ноябрь Национальные украшения 9. «Сокровища Тарины» Рассматривание национальных женских украшений, беседа об их предназначении. Рисование девочки в национальных украшениях.

10. «Украшение для праздника» Рассматривание серёг как части национального украшения; рисование нетрадиционным способом (монотипия) серёг с использованием карандашного наброска.

11. «Пого» Рассматривание украшения «Пого», его значение, элементы декора. Рисование пого восковыми мелками.

12. «Украшение браслетов» Разрисовывание браслетов слепленных ранее из отдельных бусин.

4. декабрь Жилище 13. «Юрта» Знакомство детей с жилищем хакасов, внутренним убранством юрты, через посещение мини-музея детского сада. Коллективная работа с использованием различных техник в рисовании.

14. «Мужская половина юрты» На основе посещения мини-музея рисование мужской части юрты.

15. «Уголочек для Саяны» Рисование из личного опыта женской части юрты.

16. «Край, в котором мы живём» Рисование своей малой Родины, своего дома.

5. январь «Золотые руки мастера» — ремёсла 17. «Чудо-завиток» Знакомство детей с чеканкой. Рисование на фольге национального орнамента.

18. «Волшебный узор» Рассматривание в мини-музее посуды с элементами росписи гончарных изделий. Рисование чашки, кувшина, пиалы по выбору детей. Использование в узорах усвоенные способы построения орнаментов по композиции и колориту.

19. «Золотые руки мастера» Знакомство детей с творчеством художника-резчика по дереву Н. Б. Ачитаевым. Значение украшений на предметах из дерева, металла. Рисование элементов резьбы.

20. «Туесок для Азарики» Знакомство с тиснением по бересте. Рисование туеска с использованием в узорах усвоенных способов построения орнаментов по композиции и колориту.

6. февраль Народные игрушки 21. «Подарки для Аяса» Знакомство с национальной игрушкой. Рисование выбранной игрушки с натуры.

22. «Игрушки» Рассматривание композиции игрушек в мини-музее. Рисование игрушек по желанию детей.

23. «Забавы ради» Разрисовывание игрушки медведя вылепленной из теста с использованием национальной росписи и колорита.

24. «Мои игрушки» Рисование игрушек по желанию детей в мини-музее.

7. март Народные инструменты 25. «Величественный чатхан» Экскурсия в мини-музей народных инструментов. Слушание чатхана (фонозапись, рисование элементов росписи народного инструмента.

26. «О чём поёт хомыс?» Рисование музыки с использованием приёмов нетрадиционного рисования (по-мокрому, кляксография, набрызг).

27. «Бубен шамана» Знакомство детей с бубном как с неизменным атрибутом шамана. Рисование бубна нетрадиционным способом (граттаж).

28. «Голоса леса» Рисование народного музыкального инструмента по воображению детей.

8. апрель Народные праздники и развлечения 29. «Праздник в гости к нам идёт» Украшение фрагментов народного костюма элементами народного орнамента для участия в развлечении

30. «Мы на празднике «Чыл Пазы» Рисование берёзки с ленточками (чалома) по впечатлению от прошедшего праздника.

31. «Дорогим гостям в подарок» Разрисовывание кулона вылепленного из теста с применением полученных ранее знаний о народном орнаменте хакасского народа.

32. «Праздник в моей семье» Рисование из личного опыта с опорой на семейные традиции и обряды.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЛОГОГРУППА (рисование

)

№ Время Раздел Тема занятия Содержание

1. сентябрь Народный костюм 1. «Платье Тарины» Рассматривание традиционного хакасского костюма, ряженье в костюмы детей и взрослого. Выбор цветовой гаммы и элементов росписи хакасского платья из орнаментов других народов.

2. «Девушка (юноша) в национальной одежде» Рисование пластилином на оргстекле с помощью обводных картинок. Выделение в рисунке характерных национальных деталей в одежде.

3. «Нарядим куклу» Изготовление (рисование) одежды для бумажной куклы с элементами аппликации (бисер, стразы, кружева, пуговицы и т. д.). Закрепление знаний о будничной и праздничной национальной одежде.

2. октябрь Национальный орнамент 4. «И словно оживают жарки на рукавицах…» Рассматривание образцов народно-прикладного искусства украшаемых орнаментом. Знакомство с разными видами орнамента (прямолинейный и криволинейный). Рисование узоров на рукавичке и сапожке, выбирая нужный вид орнамента.

5. «О чём рассказал ковёр?» Беседа о национальных традициях хакасского орнамента (значение цвета, композиции). Выбор элементов украшения, цветовой гаммы, составление узоров на ковре с использованием приёма чередования.

6. «За волшебной ниточкой» Рассматривание композиции национального хакасского орнамента (вышивка). Рисование узоров в круге, овале, квадрате с использованием нетрадиционного рисования (печатание, монотипия, граттаж и т. д.).

3. ноябрь Национальные украшения 7. «Сундук бабушки Манюры» Рассматривание национальных женских украшений, беседа об их предназначении. Рисование девушки в национальных украшениях.

8. «Пого» Рассматривание украшения «Пого», его значение, элементы декора. Рисование пого с элементами аппликации (бисер, тесьма, декоративные монеты, пуговицы).

9. «Кушак для Аяса» Рассматривание предмета национальной одежды как украшения мужского костюма, его значение, элементы декора. Рисование кушака с элементами аппликации (бисер, бахрома).

4. декабрь Жилище 10. «Юрта» Продолжение знакомства детей с жилищем хакасов, внутренним убранством юрты, через посещение мини-музея детского сада. Рисование юрты в степи пластилином на оргстекле.

11. «Законы юрты» На основе посещения краеведческого музея рисование элементов мужской или женской части юрты.

12. «Посиделки у очага» Продолжая знакомство с бытом хакасов рисование семьи у очага по представлению.

5. январь «Золотые руки мастера» — ремёсла 13. «Приглашаем всех на чай» Знакомство детей с гончарным делом. Разрисовывание чайной посуды из папье-маше с использованием в узорах усвоенных способов построения орнаментов по композиции и колориту.

14. «О чём рассказал узор»

Знакомство детей с чеканкой, её применением. Выдавливание на фольге национального орнамента для конской сбруи или оружия.

15. «Золотые руки мастера» Знакомство детей с творчеством художника-резчика по дереву Н. Б. Ачитаевым. Значение украшений на предметах из дерева, металла. Рисование элементов резьбы.

6. февраль Народные игрушки 16. «Забавы ради» Знакомство с национальной игрушкой. Рассматривание композиции игрушек в мини-музее. Рисование народных игрушек по желанию детей.

17. «Лесные жители» Разрисовывание игрушек животных вылепленных из теста с использованием национальной росписи и колорита.

18. «Подарки для Аяса и Саяны» Рисование игрушек по мотивам хакасского народного творчества предназначенных для мальчика или девочки.

7. март Народные инструменты 19. «В гости к хайджи» Экскурсия в мини-музей народных инструментов. Слушание чатхана (фонозапись, рисование народного инструмента нетрадиционным способом (граттаж).

20. «О чём поёт хомыс?» Рисование музыки с использованием знакомых детям приёмов нетрадиционного рисования (по-мокрому, кляксография, набрызг и т. д.).

21. «Бубен шамана» Продолжаем знакомство детей с бубном как с неизменным атрибутом шамана. Рисование пластилином на оргстекле.

8. апрель Народные праздники и развлечения 22. «Чыл Пазы» Коллективное рисование по впечатлениям о прошедшем празднике. Включение в работу элементов коллажа.

23. «Чир-Ине» Рисование атрибутов к празднику Земли

24. «Мы на ярмарку спешили» Разрисовывание кулонов – подарков к празднику, с использованием в рисунке национального орнамента, цвета, колорита.

Источник: maam.ru