«Проектная деятельность в условиях дошкольной образовательной организации как инновационная педагогическая технология»

Виктория Киндрук
«Проектная деятельность в условиях дошкольной образовательной организации как инновационная педагогическая технология»

Актуальность. В системе дошкольного воспитания произошли глобальные перемены, так существенно изменились приоритеты, на основе которых проектируется образовательный процесс ребенка дошкольного возраста. Произошедшие коррективы существенно повлияли выбор тех форм, методов а также средств образования которые бы могли в наибольшей степени учитывать особенности психической и социальной деятельности ребенка дошкольного возраста.

На современном этапе дошкольные образовательные организации вправе выбора подходящей им техники ведения педагогического процесса на основе современных технологий и прогрессивных идей. Современные педагогические условия и новые тенденции диктуют педагогу поиск новых форм и методов, направленных на продуктивное обучение.

Современные дошкольники хотят получать ответы на вопросы, не прилагая больших усилий. Воспитатель в таком случае должен помочь ребенку научить его думать, открыть весь его творческий потенциал, а от этого зависит, от правильно подбранных методов обучения и воспитания. Одним из таких методов, является метод проектной деятельности в ДОО. Метод проектной деятельности это совместная образовательная — познавательная,творческая или игровая деятельность детей, педагога и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Проектный метод обучения является инновационным для ДОО. Он направлен на развитие личности ребенка, а также его познавательных и творческих способностей. Данный метод помогает ребенку получить социальный опыт в реализации своих замыслов.

Изучением вопроса о реализации проектного метода занимались как отечественные так и зарубежные исследователи. Так, В. Х. Килпатрик изучая данный метод выделил четыре типа проектов : воплощение мысли во внешнюю форму; получение эстетического наслаждения; решение задачи, разрешение умственного затруднения, проблемы; получение новых данных, усиление степени познания, таланта. Такие отечественные ученые как В. В. Игнатьев и М. В. Крупенина, утверждали, что создание рационально организованной учебной деятельности ребенка не возможно без проектной деятельности.

П. П. Блонский придавал большое социальное значение обучению детей посредством проектной деятельности. Он считал, что благодаря такому обучению педагог не является главным источником знании, а выступает помощником для реализации творческой деятельности ребенка.

В работе с дошкольниками метод проектов мы рассматриваем как средство приобщения детей к миру информационных технологий, а также как технологию формирования информационной компетентности, и как метод мотивации детей к познанию.

Метод проектной деятельности получил широкое распространение в дошкольных организациях, потому как он позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний. Педагог же получает возможность трансформировать сухие и не выразительные знания ребенка в практический опыт, который будет полезен ребенку на протяжении его жизни.

Основу метода составляет положение о том, что образовательная деятельность должна быть направленная на определенный результат. Его достижение возможно только при совместной деятельности педагога и детского коллектива. При такой организации все участники проекта работают над одной определенной темой.

В настоящее время исследователи выделяют четыре основных этапа в развитии проектной деятельности. Рассмотрим более подробно каждый из этапов проекта.

Первый этап характеризуется «подражанием и исполнением» то есть, дети принимают участие на «вторых ролях», они делают что-то по прямому предложению педагога, или же попросту подражают ему. Такой подход не противоречит природе ребенка дошкольного возраста.

Первоначально педагог формирует проблему и определяет цели проекта, после чего определяется главный продукт проекта. На этом этапе появляются определенные задачи: процесс вхождения дошкольника в проблему, принятие елей и задач и дополнение задач проекта. Последняя задача наиболее важна, так как

одной из целей проектной деятельности является формирование у детей активной жизненной позиции, дошкольники должны самостоятельно находить выходить из проблемных ситуаций и определять интересные вещи вокруг.

Второй этап включает организацию деятельности детей, воспитатель помогает детям грамотно спланировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Эта стадия, в реализации метода начинается в средней группе детского сада (5- 6).

На этом этапе дети уже способны объединятся в рабочие группы, распределяют обязанности. В этом возрасте ребенок реже обращается за помощью к воспитателю. Дети производят самоконтроль и самооценку своих умений, поступков, а также анализируют поведение своих сверстников.

Третий этап появляется в подготовительной группе (6-7). Педагог отступает на второй план и только при необходимости оказывает детям практическую помощь, направляет и координирует реализацию проекта. На этом этапе происходит формирование умений и навыков посредством полученных знаний.

Четвертый этап — происходит презентация выполненной работы. Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта, дошкольники активно помогают в подготовке, после чего представляют зрителям свои труды. Задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, а также помочь ему найти практическое применение полученным знаниям. Так в ходе представления проекта, каждый ребенок должен рассказать о проделанной им работе.

Выделенные этапы представляют собой совокупность исследовательских, творческих и проблемных методов.

Таким образом, метод проектной деятельности в условиях дошкольных образовательных организациях дает возможность детям дошкольного возраста раскрыть свои творческие способности, представляет возможность детям быть активными участниками образовательного процесса. Метод проектной деятельности, включенный в образовательную систему ДОО, становится инструментом саморазвития ребенка и его познавательных способностей, помогает научиться коллективной работе. Метод проектной деятельности помогает сплотить педагогический коллектив, а также способствует повышению профессионально — личностных компетенций педагогического коллектива.

Источник: maam.ru