Проект «Учимся — играя, играя — познаём»

Гудовских Нина
Проект «Учимся — играя, играя — познаём»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3

Артёмовского городского округа, Приморского края

Проект

«Учимся – играя, играя – познаём»

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

(Сухомлинский В. А.)

Автор проекта:

Гудовских Н. Б.

г. Артём

Паспорт проекта

Вид проекта: долгосрочный, игровой, творческий.

Срок реализации: 6 месяцев

Участники проекта: воспитанники, родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

Целевая аудитория: дети старшей группы.

Автор проекта: воспитатель Гудовских Нина Борисовна.

Структура проекта

Актуальность:

Игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

Цель проекта:

Организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

Задачи:

1. Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.

2. Развивать индивидуальность и сообразительность детей.

3. Формировать у детей навык слаженной работы.

4. Содействовать накоплению игрового опыта детей, предлагая им различные сюжеты и способы взаимодействия со сверстниками.

Предполагаемый результат:

Дети будут слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию; разовьется речевое взаимодействие, память, мышление, внимание, воображение; сформируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; научатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

• Сбор информации.

• Отбор публицистического материала.

• Создание уголка по проблеме проекта.

• Диагностические исследования (анкетирование родителей, тестирование детей)

• Составление картотек различных игр.

• Составление плана работы по проекту:

1. Беседы

2. Игры-эксперименты

3. Дидактические игры

4. Хороводные игры

5. Сюжетно-ролевые игры

6. Театрализованные игры и игры-драмматизации

7. Подвижные игры

8. Диагностика

9. Презентация проекта, изготовление папки-передвижки.

2 этап. Практический

Работа с детьми

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый мог выбрать игру по своему выбору. Среда отвечает возрастным и интеллектуальным особенностям детей, меняется в зависимости от темы образовательной деятельности (недели). Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Беседы для расширения представлений детей об игровой деятельности; воспитания взаимоуважения, чувство дружбы («Зачем нужны правила?», «Играем вместе», «Что хорошего можно сделать для друзей», «Этичные и неэтичные поступки», «Глупые ссорятся, а умные договариваются», «Обычаи и занятия наших предков», «Нечаянно и намеренно», «Давай мириться», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Учимся проявлять доброжелательность»)

Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательных задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников, т. к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

Дидактические игры — система воздействий, направленная на формирование у ребенка потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может стать их новым источником, совершенствование познавательных умений и навыков («Назови одним словом», «Угадай, какой знак?», «Где кто живет и что делает», «Почему меньше?», «Времена года», «Придумай слово», «Найди лишний квадрат», «Кем работают эти люди?», «Где что можно делать?», «Придумай сам», «Будь внимательным», «Где что растет?» и т. д.)

Образовательная область «Речевое развитие»

Хороводные игры — действие коллективное. Каждый ребенок может в ходе ее разучивания найти место в соответствии со своими возможностями – стать зрителем этих игр, танцуя в хороводе, исполнителем главных ролей или сочинителем хоровых сюжетов. («Угадай, чей голосок», «Колпачок», «Узнай по голосу», «Заря-заряница», «Капуста», «Дети и петух», «Займи место», «Подарки»).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога («На дорогах города», «На выставке народного творчества» — «Ярмарка», «Магазин канцтоваров», «Семья — Новый год», «Почта», «Ветеринарная лечебница», «Военные учения», «Стройка»).

Театрализованные игры и игры-драматизации развивают художественный вкус, творческие способности, память, воображение и выразительность речи («Сказку ты, дружок, послушай и сыграй», «Сказка о глупом мышонке», «Разыгрывание этюдов», «Библиотека», Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель», Этюд «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил», «Свет мой зеркальце скажи»).

Режиссерские игры – это индивидуальные игры, в процессе которых ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителям. Они позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении, проявлении творчества и фантазии.

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры — сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность игры побуждает детей к определенным умственным и физическим усилиям, а значит способствовать их развитию в целом («Классики», «У кого мяч», «Чье звено скорее соберется», «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?», «Живой лабиринт», «Ловишка, бери ленту!», «Третий лишний», «Пустое место», «Бездомный заяц», «Встречные перебежки»; игры с элементами соревнования: «Дорожка препятствий», «Быстрая команда», «Кто быстрее?», «Кто выше?»).

Работа с родителями:

• заинтересованность родителей проектом;

• направить на совместную игровую деятельность с детьми.

• разработка и выпуск буклетов, памяток для родителей;

• анкетирование;

• консультации по темам «Играем дома», «Словесные игры и их влияние на развитие речи детей»;

Заключительный этап

1. Досуг «Игровые приключения»

2. Папка-передвижка «Играя- учимся, играя – познаём»

3. Презентация по проекту

Вывод:

• В результате проделанной работы:

• Дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;

• У детей развилось речевое взаимодействие, память, мышление, внимание, воображение;

• Сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;

• Дети научились отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;

• У родителей расширились возможности сотрудничества со своими детьми, они стали прислушиваться к их мнению.

• Родители стали осознавать себя более компетентными в организации совместной игровой деятельности детей.

Список литературы и источники

1. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. — М. : Просвещение, 1991.

2. Бойко, Е. А. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет / Е. А. Бойко. — М. : Книга по Требованию, 2008.

3. Бойченко, Н. А. ,Сюжетно-ролевые игры дошкольников: учебное пособие/ Н. А. Бойченко, Г. И. Григоренко,Е. И. Коваленко, Е. И. Щербаков /. – Киев: Рад. Школа,2002.

4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. — М. : «Просвещение», 1991.

5. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра: Программа художественноэстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера, 2010 г.

6. Жуковская Р. И. Творческие и ролевые игры в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р. И. Жуковская; Москва : Изд. Академии Педагогических наук РСФСР. 1990.

7. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М., 2010.

8. Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.

9. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015.

10. https://infourok.ru/kartoteka-igrieksperimenti-v-dou-2584255.html

11. https://infourok.ru/kartoteka-igr-dramatizacii-i-teatralizovannih-igr-v-starshey-gruppe-3623671.html

12. https://infourok.ru/podvizhnie-igri-po-proizvedeniyam-hudozhestvennoy-literaturi-2147182.html

Источник: maam.ru